05 февраля 2022

Ташкент – город хлебный. Александр Неверов


Тяжёлый осадок остался у меня после чтения детской повести Александра Неверова «Ташкент – город хлебный». Сейчас даже невозможно представить тот период в истории страны, когда после гражданской войны на разрушенную страну напал голод. Природа решила добить народ Поволжья, наслав засуху и уничтожив посевы, а значит и скотину, а значит и деревни. Мужики, выжившие на войне, умирали в родных деревнях. Вымирали семьями, вымирали деревнями...

Двенадцатилетний подросток Мишка Додонов, наслушавшись разговоров мужиков о далёком и изобильном городе Ташкент, где можно выменять хлеба, зерна, где можно наесться фруктами, соблазняется и решается поехать, кинувшись навстречу опасностям дальней дороги. А как быть, если из всей семьи остались только больная мать и два младших брата? Он за старшего, ему и отвечать за семью.

Мишка уговаривает деревенского мальчишку Серёжу, чуть младше себя, составить ему компанию, ведь вдвоём будет сподручнее. Они клянутся помогать и поддерживать друг друга, делить пополам хлеб, заботиться, если одному станет плохо. Мишка в пути не раз жалел, что взял с собой Серёжу– тот был слаб, мал и быстро заболел. Связанный по рукам и ногам клятвой, Мишка не мог съесть добытый хлеб один, ему надо было делиться, он не мог бросить Серёжку и уехать самому, хотя так было бы быстрее и проще, он не мог бросить заболевшего товарища.

По пути в желанный Ташкент Мишка видел много таких же бедных людей, которые голодали, болели тифом, боролись со вшами и друг с другом. Мишка почти всё время находится в гуще грязных, озлобленных, рыдающих и желающих поживиться за счёт другого людей. Можно себе представить, сколько более жестокого ужаса происходило в то время и не попало на страницы книги для детей.  

Мишка всё время находится на грани жизни и смерти, он находится на грани выбора между добром и злом. Его мучает голод и страх, его пугает неизвестность, он боится затеряться между далёким Ташкентом и оставшимся далеко домом, ведь он едет на поездах на птичьих правах, пробираясь хитростью, пристраиваясь на крышах и в редких случаях в поезде, благодаря доброте некоторых людей.

Мысли Мишки, тягость ситуации, постоянная угроза смерти проникают в самую душу. История похожа на страшную сказку, хотя она является автобиографической, ведь Александр Неверов действительно ездил в Ташкент за хлебом для своей семьи. Тяжёлая история, но читать о том, как было, я думаю надо.

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Я тоже читала эту книгу.
    Очень интересная.
    Тоже рекомендую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Я стала замечать, что мне почему-то отечественную литературу больше нравится читать, чем зарубежную. Из зарубежной, пожалуй, детективы нравятся больше.

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, я тоже вспомнила про эту книгу, когда подбирала книги для чтения в феврале. Но не нашла. Раньше читала. В школьных библиотеках много старых книг, а в городских таких книг уже нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Видимо пришло время старые книги списывать, вот и пропадают они из библиотек. Но эта книга есть и в сравнительно свежем издании, видимо, посчитали, что уже не нужна такая книга для чтения подросткам.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо, что напомнили про хорошую книгу. Читала ее в юности, наверное, и сейчас перечитаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Ой, а я бы не стала, наверное, перечитывать. Тяжёлый осадок остался...

      Удалить
  4. Наверное, многие эту книгу читали. У меня в домашней библиотеке была в точно такой обложке. Воспоминания о сюжете смутные, но визуально помню иллюстрации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, многие, да вот не все. Я только добралась и то хорошо)) А сколько их этих книг ещё, которые надо было бы прочитать раньше, ведь книгам этим сколько лет, а все разве прочтёшь. Вот думаю, как бы так суметь не отвлекаться на всякое разное проходное, а суметь прочитать важное, стоящее, интересное.

      Удалить
    2. В детстве мы многое чего не успеваем. Мне повезло учиться на бибфаке в институте культуры. Направление было детская литература. Я столько классных детских книг за время учебы прочитала!)

      Удалить
    3. Я в юности любила про войну читать, потом на детективы перешла, потом про любовь-морковь )) Сейчас вот частенько стала читать книги для подростков. Многие из них очень хороши не только для детей, но и для взрослых.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    "Ташкент - город хлебный" очень тяжелая книга. Потому что правда в ней описана. И талант писателя не чета сегодняшним - один раз прочитаешь и уже никогда не забудешь. Жаль сегодняшние дети мимо этой книги проходят, как и мимо многих, где нет завлекательных приключений и необычных миров.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
      Я, конечно, статистикой по актуальному чтению не владею, но что-то мне подсказывает, что подобные книги не популярны у детей )) Наверняка именно приключения популярны.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Читала в детстве эту книгу. Понравилась. Мне кажется, по этой книге снят к/ф. Очень жаль, что современные дети не читают.Хорошая книга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Про фильм не знаю, я больше по книгам специализируюсь, но честно говоря, не представляю как в фильме можно передать чувства и мысли мальчика. Даже интересно стало, может поискать фильм? А сожалеть нам сейчас приходится о многом, да толку, на мой взгляд, это не победить...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я из тех, кто читал эту книгу. Считаю, что её обязательно нужно вносить в список книг для чтения школьников. Для какого класса, пусть решит учитель, но читать нужно. Это было... в жизни наших людей, наших детей. И забывать этого нельзя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Людмила Фёдоровна! Хотя бы ознакомительно в сокращении и то надо.

      Удалить
  8. Надежда Владимировна, здравствуйте! эту книгу я не читала, но считаю, что такие книги надо читать и обсуждать со школьниками, также как "Ночевала тучка золотая", "Сахарный ребенок". Это наша история, страшные страницы которой надо знать, чтобы никогда такого больше не повторилось...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любава, соглашусь, что художественные произведения о исторических событиях читать и интересно и полезно, исподволь ещё и историю изучаешь. И да, чтение должно быть не только развлекательное. Спасибо за мнение!

      Удалить
  9. Вы сейчас читаете книгу, которую я "проглотила" перед Новым годом, по-другому не скажешь, не могла оторваться :-) Купила ещё книжечку стихов этого автора

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы про книгу "Там, где течёт молоко и мёд"? Я её только начала, но... пока как-то без восторга. Видимо, я мало ещё прочитала))

      Удалить
    2. Да, про эту книгу. Я осенью читала трилогию А.Брунштейн "Дорога уходит в даль", а ещё раньше "Мальчик Моттл" Шолом-Алейхема. Мне кажется, они перекликаются. Немного похоже на Дину Рубину (когда она рассказывает об истории какой-нибудь семьи), но язык другой.
      Ещё у меня есть блого-подруга, которая с семьёй уехали из Израиля в Канаду, чтобы спасти детей от постоянных военных действий. Поэтому повести из этой книги у меня "отозвались"

      Удалить
    3. Тогда не удивительно)) Когда книга каким-то образом соприкасается с реальной жизнью, наверняка она воспринимается ярче. Спасибо, Любава, за интересное обсуждение))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    "Ташкент - город хлебный" читала вместе с пятиклассниками в прошлом году на уроке родная (русская) литература. Неверов-то - наш земляк.
    Книга тяжёлая. Дети многое не понимают. Но всё же читать необходимо!
    Спасибо Вам за чтение этой книги в рамках читательского марафона!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Да, земляк))
      Дети не понимают... Вы знаете, я, работая сейчас с 1 классом, удивляюсь, как много непонятного им в текстах Азбуки. Непонятны как отдельные слова, так и фразы... Что делать-то? То, что надо хоть немного осовременить, обновить учебники для меня очевидно, но ведь надо и какой-то глоссарий прям создавать, начиная с Азбуки, мне эта мысль не кажется уже странной...

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".