04 февраля 2022

Вино из одуванчиков. Рэй Брэдбери

Прочитано уже
 пятое по счёту произведение Рэя Брэдбери. Читала я  «451० по Фаренгейту» «Где-то играет оркестр» и «Левиафан-99» и рассказ  «Октябрьская игра», а теперь вот дошла очередь еще до одной классики, прочитала роман «Вино из одуванчиков». Ну что я могу сказать... Могу сказать, что на мой вкус уж слишком кручено-верчено. Не мой стиль, не моя литература. Пожалуй, на этом я оставлю попытки проникнуть в мир Брэдбери. Его произведения для меня уж слишком метафоричны, работа по переводу образов, картинок и ситуаций на нормальный человеческий смысл местами угнетают.

Для меня его произведения немного фэнтези, немного литературная  абстракция, немного поэзия в прозе, это словесный символизм, а местами эмоциональный сюрреализм. 

Вино из одуванчиков, с приготовления которого и начинается история, как я понимаю, это тоже метафора сохранения летних подростковых впечатлений, которые можно откупоривать зимой и заново вспоминать и проживать каждый летний день. Главный персонаж, правда иногда про это забываешь, – двенадцатилетний подросток Дуглас, а также его брат Том, его семья и прочие жители городка Гринтаун штата Иллинойс. Роман – совокупность событий и впечатлений, которые проживает Дуглас за лето 1928 года. 

Начало чтения сразу было омрачено мыслью «Что это?» и желанием сразу отложить книгу. Но я одёрнула себя, пристыдив неумением справиться с классикой, которую прочитали миллионы людей.

Итак, Дуглас – подросток, наполненный романтическими мечтами, фантазиями, бурлящими эмоциями, максималист и добрая ранимая душа, сотканный из противоречий молодой человек – всё согласно возрасту. Его лето наполняется открытиями разной степени наивности и глобальности, например, Дуглас осознал, что он живой, что все умирают и он тоже когда-нибудь умрёт. Он ставит перед собой достаточно философские взрослые вопросы, например, как понять, что значат друг для друга человек и природа, как работает гигантский механизм вселенной, в чём главные повороты и потрясения жизни... 

Его мечты по-детски просты, например, купить новые бутсы, и по-детски глобальны, например, как изобрести Машину счастья. Он поступает безответственно, как все подростки, например, когда загулялся с друзьями допоздна в опасном месте, а мама с братом его искали, но и он же поступает так, как не догадаются поступить некоторые взрослые, например, когда он «спас» мир бабушкиной кухни, который рухнул благодаря благим намерениям приехавшей тётушки.

Дуглас, наблюдая за событиями в жизни городка, коих в романе множественное нагромождение, делает удивительные выводы, например, он понял, что «значит, это участь всех людей, каждый человек для себя – один на свете... один среди великого множества людей и всегда боится... Жизнь – это одиночество». Или ещё один вывод, который он сделал: «на свете миллион таких городишек. И в каждом... свои ужасы и свои тайны».

Книга для меня оказалась очень противоречивой в восприятии. С одной стороны много ненужных подробностей, суеты, лишних слов в диалогах жителей городка, а с другой – есть немало интересных мыслей, которые являются готовыми афоризмами. Например, когда сосед хотел засеять их газон новым сортом травы, которую не надо стричь, дедушка возмутился: «В том-то и беда с вашим поколением. Мне стыдно за вас..., вы готовы уничтожить всё, что есть на свете хорошего. Только бы тратить поменьше времени, поменьше труда... Вот поживите с моё, тогда поймёте, что мелкие радости, куда важнее крупных... Копая землю, копайте у себя в душе».

Когда мистер Ауфман взялся мастерить Машину счастья, его жена, пытаясь объяснить ему вред от этой затеи, сказала что рано или поздно из неё надо выбираться и возвращаться к действительности. Нельзя в ней находиться вечно, потому что любая радость и развлечение, если оно длится слишком долго, приедаются, надоедают и хочется другого. Надо просто жить, а не ломать голову над тем, что такое счастье. После того как машина сгорела, мистер Ауфман делает правильный вывод, что люди дураки, ведь настоящее счастье это дом, семья, живые будни – вот настоящие винтики и колёсики домашнего очага.

В этом романе дети и взрослые исподволь помогают друг другу делать правильные выводы, ценить то, что есть, исправлять свои пороки, взрослеть и становиться мудрее, человечнее, они помогают друг другу путешествовать во времени с помощью воспоминаний и фантазий.

Вот пишу отзыв и опять удивляюсь: в книге немало мудрого, умного, важных выводов, но читать историю мне было трудно, словно пробираться через заросли и периодически заворачивать не туда, куда шёл. Читайте, возможно у вас сложится другое мнение.


12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Не люблю я Рэя Брэдбери. "Вино из одуванчиков" - красивое название, но произведение это мне не нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я бы сказала, что мне не "не нравится", а мне неинтересно в стоге сена искать иголку. Можно про те же важные вещи, о которых пишет Брэдбери, написать интереснее и проще.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Я тоже не осилила это произведение(
    Хотя, на полочке стоит - ждёт своего часа (уже не одно десятилетие))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Мне уже не так стыдно и уже легче, что я не одна такая, кому произведение не приглянулось. Правда, я дочитала ))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! А я обожаю Брэдбери, "Вино из одуванчиков" - тоже. Мировой писатель, мировые вещи писал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Поэтому он и классик и известный писатель, что есть у него свои обожатели. Я понимаю, что он писатель оригинальный и, конечно, у него должны быть поклонники))

      Удалить
  4. Я читала Брэдбери в старших классах, впечатления хорошие остались, наверное по возрасту подошло :-) Старшей дочке задали на доп.чтение, перечитаем вместе. Сравню, как буду воспринимать сейчас

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересно будет услышать мнение после перечитывания. Я что-то уже начиталась Брэдбери)) Пока точно не тянет.

      Удалить
  5. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Спасибо за отзыв! Искренний отзыв! Не совсем нравится - об этом и нужно говорить.
    Вот Р.Брэдбери я точно не осилю. Хотя ОЧЕНЬ люблю рассказы "Каникулы", "Всё лето в один день".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга Николаевна, наверное, не всегда получается полюбить писателя целиком и полностью, иногда не получается принять всё безоговорочно)) Будем читать выборочно)

      Удалить
  6. Мне нравится Ваша искренность, дорогая ВолНа! Не всякий может понять и признать: не мой автор. Для меня Брэдбери не тот писатель, которого тянет перечитать, но его слог в Вине из одуванчиков меня пленил. А если бы проще, как прозвучало в ответе Ирине Полещенко, это был бы уже не Брэдбери) Забегайте на огонек, опубликовала полемичную историю, интересно Ваше мнение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина, непросто признавать, что тебе "не зашёл" общепризнанный авторитет в литературе)) И книга эта долго не давала мне возможности написать отзыв, т.к. я толком не могла понять, что я чувствую, какое у меня впечатление, т.к. и плюсы и минусы для меня есть в этом чтении.
      Спасибо за приглашение, я вся в работе, устаю, но обещаю заглянуть))

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".