11 декабря 2019

35 кило надежды. Анна Гавальда

Я записалась в библиотеку. Это так необычно для меня звучит, ведь у меня и дома прилично книг, только читай. Но, участвуя в марафоне «Отличная книга», я выбрала парочку тех, которых у меня не было, а библиотека находится под боком, почему бы не воспользоваться.

Всем известно выражение «Главное, чтобы человек был хороший». И мне кажется, что произносится оно часто с иронией, а зря.

Книга Анны Гавальды «35 кило надежды» начинается со слов, которые неприятно царапают в душе:
«Я ненавижу школу.
Ненавижу её пуще всего на свете.
Нет, даже ещё сильней...
Она испортила мне всю жизнь».

Согласитесь, читать такое печально. Можно, конечно, подсыпать дровишек в в костёр обсуждения современной школы, но это написано не про нашу школу, это написано в 2002 году, события происходят во Франции.
Печально, но  часто это факт, что, как говорит главный герой книги Грегуар, «тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят», но потом началась школа, а «всё чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает». Знакомая картина. Проблема оказалась распространённой: проблема с концентрацией внимания. И на этом любовь близких как бы заканчивается. Начинаются проблемы не только для этого маленького мальчика, но и для всей семьи: скандалы, скандалы, скандалы. Притом что родителей мальчик любит, они его тоже, но вот эта зависимость любви от успеваемости очень мешала. Грегуар действительно начал учиться будучи маленьким. Я практически ничего не знаю о системе образования во Франции, но в книге написано, что он пошёл в школу с 3,5 лет, а потом оставался пару раз на второй год, но даже это не помогало.

Грегуар сам признаёт, что он не приспособлен ни для учёбы, ни для спорта, больше всего он приспособлен для того, чтобы что-то мастерить руками. Он любил это, у него здорово получалось. Мари, одна из немногих педагогов, которая его чувствовала и понимала, а Грегуар тянулся к ней, написала в характеристике: «У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк».

На протяжении книги мальчик сам о себе говорит, что он хлюпик, растяпа, ходячее недоразумение, неуклюжий, согласен быть дежурным клоуном–хоть какое-то положительное внимание. Но он достаточно терпелив и оптимистичен. Сам себя уговаривает такими словами: «Ну ладно, нельзя же всё на свете брать в голову, на что-то можно и наплевать, иначе и свихнуться недолго».

Самым близким и родным человеком для Грегуара был его дед. Он любил бывать в гостях у дедушки и бабушки, а особенно любил бывать в дедовом закутке–сараюшке в углу сада, где дед столярничал, мастерил, пилил, клеил. Если от запаха школы Грегуара мутило, то в любимый закуток он бегал специально не только помогать и разговаривать с дедом, но и просто понюхать ароматы мастерской.

Дед был очень мудрым человеком. Мне очень понравилось, как он объяснял внуку, что его проблема решится, на примере сказки про зайца и черепаху, которые поспорили и собрались бежать наперегонки. Дед Леон говорил: «Вот видишь, малыш, никто и гроша ломаного не поставил бы на эту несчастную, уж больно медленно она ползла... И всё-таки она пришла первой... А знаешь почему? Потому что черепашка была молодец, упорная и трудолюбивая. Ты ведь тоже такой, Грегуар...».

Но дед не просто поддерживал внука во всём без оглядки и оберегал его слепой любовью. Нет. Ведь внук не был лентяем, он был трудолюбивый, всегда помогал. Но когда его опять оставили на второй год, дед рассердился: «В общем так, на деда Леона можешь больше не рассчитывать. Я люблю самостоятельных людей, которые умеют добиваться своих целей, понятно? Терпеть не могу лодырей, которые только и знают, что жаловаться, и вдобавок вылетают из школы за плохое поведение.... Вот что я скажу дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю... людей, которые ищут лёгких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!».

Грегуар, по идее деда, был отправлен в пансион. Мальчик расстроился, обиделся, удивился. Но дед объяснил, что так будет лучше, потому что дома обстановка стала невыносимой и родители, как сказал дед, «тебе совсем дышать не дают». Подходящий пансион было трудно выбрать, ведь мальчик очень плохо учился. Но он сам выбрал по рекламным проспектам тот, где дети работали в теплицах, мастерили что-то, т.е. работали руками, а не глупо улыбались, сидя за партами. По совету деда он написал письмо директору и... был принят. Интересно, что когда он знакомился с обитателями пансиона, его спросили, почему он здесь? На что Грегуар ответил, что его больше никуда не принимают. Он говорит в беседе: «В школе для дураков сказали, что я плохо влияю на остальных учеников». После этих слов все однозначно приняли его, сказав «Наш человек!». А учитель по труду даже обращался к нему за советом, такой он был рукастый и ловкий.

К сожалению, дед, самый любимый и близкий для Грегуара человек, очень сильно заболел, к нему даже не пускали родных. У мальчика опускаются руки, он очень переживает, волнуется. Ему ничего не хотелось. Но потом он вспомнил, как дед его поддерживал, и решил, что должен сдержать обещание и оправдать ожидания деда. Он много трудился, преодолевал себя и всё ради деда. Однажды он даже забрался по канту до самого верха! Никто этого не ожидал. С этого дня Грегуара как подменили. Он стал решительным, злым на работу, целеустремлённым. Но однажды ему позвонила мама и сказала, что деда хотят отключить от аппарата, что лечение не даёт результаты... После этого Грегуар просто на всё плюнул, но... Верьте в чудо! 

Пример отношений деда и внука очень впечатляющий. У человека всегда должна быть поддержка, кто-то должен нас принимать и понимать, независимо от отметок, достижений. Нет, не потакать лени и нытью, а поддерживать то, что дано природой, ценить за особенность и личный талант, особые умения, пусть они даже не самые примечательные на первый взгляд. Книга о любви и преданности, о жизненном выборе, о том, что мечты, если сильно захотеть, могут сбыться.

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Эту книгу я не читала, в нашей городской библиотеке этой книги нет. У Анны Гавальды я читала только книгу "Просто вместе". Она есть у меня дома.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! А у меня есть некоторые её книги, а эту нашла в библиотеке.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я читала эту книгу и очень сочувствовала мальчику из-за отношений в школе. Хорошо, что у мальчика был такой дед. Ребёнку нужно понимание и поддержка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Согласна, очень жаль было мальчика. Ему повезло с дедом, мальчик в итоге преодолел себя, но и натерпелся, конечно, пока это произошло. Всем нам нужна поддержка. У всех людей, не зависимо от возраста, есть внутри этот ребёнок, комплексы часто тянутся и во взрослую жизнь.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Спасибо большое за то, что продолжаете участвовать в марафоне!
    Своей шестикласснице Вике обязательно передам Ваши слова благодарности за книжный совет.
    Этот роман я не читала. В "Лабиринте" так и лежит в корзине у меня книга. Всё некогда, а хочется.
    Спасибо за отзыв! Книга, судя по Вашему отзыву, грустно-интересная. Но ведь и такие книги нужно читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Стараюсь держать обещание об участии, хотя... трудное время переживаю сейчас. Загадывать не буду, как идёт, так и идёт.
      У меня страница с закладками в "Чаконе" страниц на 10))))
      Книги разные нужны, каждой своё время. Эта по объёму прям малышка. Читается очень просто и быстро.
      Ольга Николаевна, если вдруг я где-то не ответила на Ваш комментарий, сигнальте. С оповещениями всё странно. О ваших комментариях уведомление часто не приходят почему-то.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Я тоже прочитала эту книгу с огромным уджовольствием.
    Но вот акцент у меня сделан немного на другое...
    Подробности будут в блоге.
    И что ещё заметила, что как-то в марафоне большинство книг "вертится" вокруг школы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! С удовольствием прочитаю отзыв. Очень интересно узнать другое мнение. А про лидерство школьной темы как-то не заметила, в том смысле, что не приглядывалась. К чему бы это?

      Удалить
    2. Наверное потому, что школа - это у вас в крови.
      И всё "ОКОЛОШКОЛЬНОЕ" ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК ОБЫДЕННОСТЬ.

      Удалить
    3. Воспринимается, может быть, так, а вот почему другие люди рекомендуют такие книги? Загадка)) А я, выбирая для чтения эту книгу, не знала даже, что эта тема в ней будет затронута. Для меня был сюрприз.

      Удалить
  5. Читала давно, спасибо,что напомнили. Гавальду люблю нежно. Все съедаю сразу с аппетитом)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Книги Гавальды читала мало. Дома есть парочка, с удовольствием читала и ещё перечитаю. Наверное, поэтому и выбрала эту книгу, что подсознание подсказало))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Не читала этой книги, но судя по Вашему отзыву, книгу стоит прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса! Я бы сказала, что нужно прочитать)) очень человечная книга, заставляет задумываться.

      Удалить
  7. Читала, понравилась, даже со старшеклассниками попытались обсуждать. Я тоже рекомендую эту книгу всем к прочтению

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Мне в библиотеке тоже сказали, что её часто школьники берут для работы.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Владимировна.)Читала, читали с ребятами на уроках.Очень хорошая книга)Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! И я такого же мнения)) Захотелось перечитать и другие книги Гавальды.

      Удалить
  9. Надежда Владимировна, мы с вами читаем в унисон! Я тоже, как и вы не хотела кидать камешек в огород школы. но и педагоги тоже люди и бывают разные. Важно найти своего учителя, который бы тебя понимал. Даже у Пушкина были проблемы с математикой, помните? Как писал Тынянов, однажды Александр долго решал на доске какое-то уравнение, и в итоге у него получилось ноль. На что преподаватель сказал: "Садитесь Пушкин, и пишите свои стихи!".
    Удивительная книга, согласна с вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Ирина Витальевна! Особенно, когда читаешь первые строки, как-то настороженно начинаешь знакомство с книгой.
      Примеров, вроде случая с Пушкиным много. Да, таким детям бывает сложно. В данном случае все мы заложники системы, как-то надо умудряться всем участникам образовательного процесса находить компромиссы, чтобы было меньше критических ситуаций и расшатанных нервов. Вот читаем и делаем выводы)

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".