Прочитана ещё одна книга в рамках читательского марафона «Отличная книга». Выбрала я её по отзыву и рекомендации Алины Ивановны Костюк, автора блога «Уроки русского», за что ей большое спасибо. Я давно уже нацеливаю себя на прочтение классики. Хоть изредка, но хочется прочитать то, что в молодости читала, но уже всё выветрилось, или просто что-то прошло мимо, ведь список классических произведений огромен.
Книга Рея Бредбери «451० по Фаренгейту»–это фантастика, философская антиутопия. Фантастикой я не увлечена, хотя есть в моём читательском багаже и этот жанр литературы, но, как правило, там присутствует лирика, приключения. Эта же книга, после прочтения отзыва Алины Ивановны, привлекла меня серьёзностью, важностью темы, которая, на мой взгляд уже актуальна.
Бредбери показывает нам мир будущего, в котором уничтожается человек через уничтожение его души и разума. Конечно, это в первую очередь книги. Наверное, чтобы показать полную вывернутость и абсурдность такого будущего, Бредбери придумывает перевернуть роль пожарных, которые, вместо того, чтобы тушить пожар, сжигают дома, в которых, по доносу, хранятся книги. Монтег, главный герой, один из таких потомственных пожарных, который любил и с удовольствием выполнял свою работу.
Правительство отлавливает всех «чокнутых», отлавливает и убивает всех нарушителей с помощью электрического пса. Остальных же оно ловко сажает на иглу глупых развлечений и удовольствий: «Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильник, завинчивать гайки, пригонять болты. Жизнь превращается в сплошную карусель. Набивайте людям головы ненужной информацией... ничего, зато им покажется, что они всё знают. Им даже покажется, что они мыслят, что они движутся вперёд, хотя на самом деле они стоят на месте. Но не допускайте их к философии и социологии, это опасно. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщать».
Постепенно, в Монтеге стали происходить странные душевные изменения. Последней каплей стало его знакомство с девушкой Клариссой, которую все считали чокнутой, потому что она любила гулять, наблюдать за природой, вдыхать запахи, рассуждать, общаться с людьми. Никто из жителей города этого не делал. Люди жили в своих домах со стенами-экранами, откуда потоком неслось грохотание музыки, голосов, мелькание глупых роликов и диалогов. Они любили рекламу и бешеные скорости. Они не любили детей, считая, что только ненормальный может пойти на такие физические и душевные усилия.
Кроме того, на одном из вызовов он видит, как женщина сжигает себя сама вместе с книгами, отказываясь их покидать. Его жена стала совсем чужим человеком. В один момент Монтег говорит: «Ничего больше не знаю, ничего не понимаю». Он удивляется переменам в себе: «Откуда эта опустошённость? Почему всё, что было в тебе, ушло, и осталась одна пустота?». Знакомое сейчас многим чувство потерянности, мне кажется.
В квартире у Монтега за вентиляционной решёткой уже хранилось несколько книг, кроме того, с того самого пожара, где погибла женщина, он принёс домой ещё одну книгу. С этого момента и началось его выздоровление, его очеловечивание, его возрождение. Большую помощь ему оказал старенький профессор Фабер, которого он однажды встретил в парке.
Уничтожение книг–это способ уничтожить историю, оторвать человека от своих предков, отучить общаться и мыслить, способ достигнуть отупения народа для удобства управления. У людей больше нет времени друг на друга, они поглощены экраном. Начальник Монтега, брондмейстер Битти, с гордостью говорит: «Если человек думает, что можно обмануть правительство и нас, он сумасшедший».
Вот ещё несколько интересных мыслей: «В конце концов, мы живём в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время, как бумажная салфетка: в неё сморкаются, её комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица». Печально, но у меня есть ощущение, что что-то подобное происходит уже сейчас.
Кларисса, рассказывая об одноклассниках говорит: «Все мои сверстники либо кричат и прыгают как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу? ... Я боюсь своих сверстников... Люди ни о чём не говорят (имеется ввиду, не ведут глубоких бесед, не рассуждают). Они все твердят одно и то же, как трещотки». Ну разве это не про наши реалии? Я это наблюдаю каждый день на работе, к сожалению.
Монтег говорит профессору Фаберу: «У нас есть всё, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны. Чего-то нет. Я искал повсюду. Единственное, о чём я знаю, что раньше оно было, а теперь его нет, –это книги... И подумал: может быть, книги мне и помогут».
На что Фабер отвечает: «Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно,–в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги–только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
Монтегу удаётся вырваться из лап города, правительства и электрического пса. Он примыкает к группе бродячих хранителей книг, точнее содержания книг, которое хранится в их головах. Очень интересен рассказ Гренджера, одного из членов группы, о своём дедушке, о том, чему он его учил, какие простые человеческие ценности он прививал своему внуку.
Понравилось мне, как Гренджер сравнил человека с глупой птицей Феникс, которая периодически сжигает себя на костре, чтобы потом возродиться. Он говорит: «Должно быть она была сродни человеку. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущества перед ней. Мы знаем, чёрт побери, какие глупости совершаем. Мы знаем все глупости, совершённые тысячу лет назад. А раз знаем, и всё это перед нами, и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества». Разговор идёт и о моральном сгорании человечества и буквальном его уничтожении путём войны и экологической катастрофы.
Закончить хочется такими словами: «Но заметьте, даже в те далёкие времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они нам давали».
Хочется надеяться, что у нас хватит ума воспользоваться мудростью, которую нам несут книги и не оказаться в реалиях такого будущего.
Читайте с удовольствием!
Книга Рея Бредбери «451० по Фаренгейту»–это фантастика, философская антиутопия. Фантастикой я не увлечена, хотя есть в моём читательском багаже и этот жанр литературы, но, как правило, там присутствует лирика, приключения. Эта же книга, после прочтения отзыва Алины Ивановны, привлекла меня серьёзностью, важностью темы, которая, на мой взгляд уже актуальна.
Бредбери показывает нам мир будущего, в котором уничтожается человек через уничтожение его души и разума. Конечно, это в первую очередь книги. Наверное, чтобы показать полную вывернутость и абсурдность такого будущего, Бредбери придумывает перевернуть роль пожарных, которые, вместо того, чтобы тушить пожар, сжигают дома, в которых, по доносу, хранятся книги. Монтег, главный герой, один из таких потомственных пожарных, который любил и с удовольствием выполнял свою работу.
Правительство отлавливает всех «чокнутых», отлавливает и убивает всех нарушителей с помощью электрического пса. Остальных же оно ловко сажает на иглу глупых развлечений и удовольствий: «Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильник, завинчивать гайки, пригонять болты. Жизнь превращается в сплошную карусель. Набивайте людям головы ненужной информацией... ничего, зато им покажется, что они всё знают. Им даже покажется, что они мыслят, что они движутся вперёд, хотя на самом деле они стоят на месте. Но не допускайте их к философии и социологии, это опасно. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщать».
Постепенно, в Монтеге стали происходить странные душевные изменения. Последней каплей стало его знакомство с девушкой Клариссой, которую все считали чокнутой, потому что она любила гулять, наблюдать за природой, вдыхать запахи, рассуждать, общаться с людьми. Никто из жителей города этого не делал. Люди жили в своих домах со стенами-экранами, откуда потоком неслось грохотание музыки, голосов, мелькание глупых роликов и диалогов. Они любили рекламу и бешеные скорости. Они не любили детей, считая, что только ненормальный может пойти на такие физические и душевные усилия.
Кроме того, на одном из вызовов он видит, как женщина сжигает себя сама вместе с книгами, отказываясь их покидать. Его жена стала совсем чужим человеком. В один момент Монтег говорит: «Ничего больше не знаю, ничего не понимаю». Он удивляется переменам в себе: «Откуда эта опустошённость? Почему всё, что было в тебе, ушло, и осталась одна пустота?». Знакомое сейчас многим чувство потерянности, мне кажется.
В квартире у Монтега за вентиляционной решёткой уже хранилось несколько книг, кроме того, с того самого пожара, где погибла женщина, он принёс домой ещё одну книгу. С этого момента и началось его выздоровление, его очеловечивание, его возрождение. Большую помощь ему оказал старенький профессор Фабер, которого он однажды встретил в парке.
Уничтожение книг–это способ уничтожить историю, оторвать человека от своих предков, отучить общаться и мыслить, способ достигнуть отупения народа для удобства управления. У людей больше нет времени друг на друга, они поглощены экраном. Начальник Монтега, брондмейстер Битти, с гордостью говорит: «Если человек думает, что можно обмануть правительство и нас, он сумасшедший».
Вот ещё несколько интересных мыслей: «В конце концов, мы живём в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время, как бумажная салфетка: в неё сморкаются, её комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица». Печально, но у меня есть ощущение, что что-то подобное происходит уже сейчас.
Кларисса, рассказывая об одноклассниках говорит: «Все мои сверстники либо кричат и прыгают как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу? ... Я боюсь своих сверстников... Люди ни о чём не говорят (имеется ввиду, не ведут глубоких бесед, не рассуждают). Они все твердят одно и то же, как трещотки». Ну разве это не про наши реалии? Я это наблюдаю каждый день на работе, к сожалению.
Монтег говорит профессору Фаберу: «У нас есть всё, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны. Чего-то нет. Я искал повсюду. Единственное, о чём я знаю, что раньше оно было, а теперь его нет, –это книги... И подумал: может быть, книги мне и помогут».
На что Фабер отвечает: «Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно,–в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги–только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».
Монтегу удаётся вырваться из лап города, правительства и электрического пса. Он примыкает к группе бродячих хранителей книг, точнее содержания книг, которое хранится в их головах. Очень интересен рассказ Гренджера, одного из членов группы, о своём дедушке, о том, чему он его учил, какие простые человеческие ценности он прививал своему внуку.
Понравилось мне, как Гренджер сравнил человека с глупой птицей Феникс, которая периодически сжигает себя на костре, чтобы потом возродиться. Он говорит: «Должно быть она была сродни человеку. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущества перед ней. Мы знаем, чёрт побери, какие глупости совершаем. Мы знаем все глупости, совершённые тысячу лет назад. А раз знаем, и всё это перед нами, и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества». Разговор идёт и о моральном сгорании человечества и буквальном его уничтожении путём войны и экологической катастрофы.
Закончить хочется такими словами: «Но заметьте, даже в те далёкие времена, когда мы свободно держали книги в руках, мы не использовали всего, что они нам давали».
Хочется надеяться, что у нас хватит ума воспользоваться мудростью, которую нам несут книги и не оказаться в реалиях такого будущего.
Читайте с удовольствием!
Здравствуйте, Надежда Владимировна!
ОтветитьУдалитьКакой бы вымышленной ни была фантастика, а она многое предсказывает.
Некая гипертрофированность, присущая утопии, часто отталкивает людей "не может такого быть", но думать надо.
Мне тоже эта книга понравилась.
Здравствуйте, Ирина Влерьевна! Всё верно. Учиться лучше на чужих ошибках, на сказках и антиутопиях, не доводя дело до реальности.
УдалитьИрина Валерьевна, поздравляю Вас! Ваш комментарий стал юбилейным семитысячным!
УдалитьЯ не думаю, что эта книга фантастика и утопия. В истории человечества и книги жгли и людей, и на соседей доносили...
ОтветитьУдалитьКонечно, факты такие были, но всё-таки это антиутопия. Да дело даже не в жанре, а в тех выводах, которые должны делать люди. Как говорится, называй хоть горшком, только в печь не ставь.
УдалитьСпасибо за Ваше мнение!
Надежда Владимировна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьДаже не думала, что книги Рэя Брэдбери займут почётное место в читательском марафоне. Как много участников уже прочитало книги американского фантаста!
Чтобы понять, в чём секрет успеха Брэдбери, нужно прочитать. Обязательно займусь этим в 2020-м.
Спасибо Вам большое за восхитительный отзыв!
Читательских планов громадьё, Ольга Николаевна! Я думаю, что в 2020 нам некогда будет скучать)) А читательский марафон познакомит нас с новинками и напомнит про интересную классику. Будем читать и то и другое с удовольствием и пользой.
УдалитьОльга Николаевна, вот когда бы я ещё записалась в библиотеку, а вот марафон подтолкнул меня к такому полезному факту в жизни))
УдалитьДобрый вечер, Надежда Владимировна! У нас в библиотеке эта книга пользуется спросом у молодежи. А я так не дошла до нее. Фантастическая составляющая останавливала. Но после вашего отзыва, думаю, все же доберусь) Спасибо вам и Ольге Николаевне!
ОтветитьУдалитьИрина Витальевна, вот и я говорю, что надо, надо читать и перечитывать классику, тем более с возрастом мы видим новые стороны даже знакомых произведений. Я рада, что прочитала эту книгу.
Удалить