24 ноября 2019

Собака. Дина Рубина

«Русская канарейка»
«Синдром Петрушки»
Это те книги Дины Рубиной, которые я читала. Те, кто знаком с её творчеством, думаю согласятся со мной, что наиболее ощутимое удовольствие получаешь не столько от сюжета её книг, хотя я не в коей мере не хочу сказать, что сюжеты её произведений неинтересны, нет, но вот речь, те образы,  метафоры, те эпитеты и сравнения, которые она использует, лично для меня являются основным удовольствием от её книг. Во время чтения я буквально чувствую, как какой-то маленький секретарь моего подсознания старается зафиксировать для меня некий секретик языка Рубиной, чтобы хоть иногда выдать бледное подобие, когда буду писать очередной отзыв. Ох, мечты. Но это же не вредно.
Единственное, что царапает мне по сердцу, хотя ум вполне оправдывает данную ситуацию, это то, что в чьей-нибудь реплике нет-нет, да и мелькнёт крепкое русское словцо. Я понимаю, что мужик со стройки, например, не может говорить языком Пушкина, но...  Но это ложка необходимого, видимо, дёгтя, покрывается сладостью текстов, которые Дина Рубина умеет писать без всякого сомнения.

Два произведения, вошедшие в этот сборник, как я понимаю, если не буквально автобиографичны, то очень сильно перекликаются с реальной жизнью автора. Автор пишет от первого лица, так что я думаю, героиня этих рассказов и повестей сама Дина Рубина, или её очень близкий к реальности образ.

«Камера наезжает!»
Повесть о том, как главная героиня, молодая писательница, удостоилась приглашения в кинематограф. Мы узнаём о всех злоключениях героини в процессе создания фильма, перед нами возникает кутерьма из людей, действий, характеров, жизней и мыслей героини. Временами она смотрит на себя в этом процессе со стороны и удивляется всему происходящему. Иногда это похоже на сон, и героиня пытается проснуться, но её ангел-хранитель, который, как ей кажется, дан ей в наказание, ведёт её по этому сну с настырным упорством. 
Это произведение немного грустное, местами смешное, местами очень реальное. Камера наезжает то на одного, то на другого колоритного персонажа, показывая нам тех, кого мы вполне можем встретить в нашей жизни. Талант писателя не смог пробиться через стену советского кинематографа, результат всего процесса оказался каким-то чужим продуктом, не тем, что задумывала героиня. Но кроме этого героиню ждал и подарок от того самого странного ангела хранителя.

«Уроки музыки»
Та же молодая писательница, что и в предыдущей повести, ожидающая выхода своей первой книги, волей судьбы и под гнётом своего добропорядочного воспитания, когда отказывать просящему неудобно, оказывается учителем музыки для девочки Карины. Героиня сама уже год не имеет отношения к музыке, счастливо рассталась с ней, точнее с работой в должности концертмейстера. С музыкой у неё всегда были очень странные отношения, что говорить, если даже во сне ей снились музыкальные экзамены, к которым она была не совсем готова. Но музыка приучила её к работе с самоотречением.
Войдя в семью Карины, которая состояла из старого деда, отца, брата и сестры, она стала учителем. Мать у них умерла, и Карина, ученица шестого класса, полностью её заменила. Ей и музыка-то не нужна была, но она тоже не могла отказать отцу, не хотела его огорчать. Вот в этой покорной девочке героиня и увидела себя в детстве. История семьи стала и её историей. Но это всё чувства и эмоции, а на самом деле она для них посторонний человек. Должна ли она была вмешаться, когда жизнь повернулась спиной к этим детям, к этой семье? Что могла сделать одинокая женщина с маленьким сыном? Трудно ответить. В итоге всё закончилось более или менее хорошо, но «изредка, когда жёсткие лапы моего самолюбия сжимают сердце сильнее обычного, я заставляю себя вспомнить, как ждали когда-то, но так и не дождались моей помощи трое детей и сумасшедший старик... С годами глубже заглядываешь в себя, и настанет день–не отшатнёшься от гиблой пропасти вины. Не отшатнёшься от края, а пристально вглядишься в каждый камень этой вины и маленький, и большой... и эту тяжкую кладь.... понесёшь до конца...».

«Собака»
Очень пронзительный рассказ. Виктор, главный герой рассказа, отправляется со своим студенческим другом Андреем в поход на пять дней в гористую местность. Андрей, уставший после дороги, ложится спать в палатку, а Виктор отправляется на прогулку. На обратном пути он встречает бездомную одноухую собаку, которую зовёт с собой, чтобы угостить, но в сумерках, сбивается с пути, теряет ориентиры и попадает в сыпун. Вместе с ним попадает и собака. Они медленно катятся в пропасть, иногда цепляясь за уступы и кусты. Как это бывает в опасных ситуациях, вся жизнь проносится перед глазами, всё анализируешь и понимаешь все ошибки за минуты. И чудится уже Виктору, что это сама смерть в образе собаки преследует его. Трудно сказать, хорошо или плохо закончился для Виктора этот поход, но неприятности его не закончились этим сыпуном. То ли жизнь собачья виновата, то ли сам живёт неправильно, почему от него всем хуже, как высказал ему его друг? Вот и думай. 
А я ловлю себя на мысли, что все мысли-выводы для меня не так важны, как судьба той желтоглазой собаки, брошенной на произвол судьбы.

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Книги Дины Рубиной я не читала, хотя встречала их и в магазине, и в городской библиотеке. Думаете, стоит почитать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, читайте. Близки к жизни, а это трогает

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Дума, стоит. Хотя бы для того, чтобы иметь представление о её манере письма. Мне нравится, как она пишет.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Анна Борисовна. В этой книге да, очень жизненные истории.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Книги Дины Рубиной начались для меня с "Русской канарейки". А потом прочитала "Завтра как обычно" и "Чужие подъезды"https://serdzerasum.blogspot.com/2019/10/2019_31.html
    Сегодня опубликовала пост о прочитанной недавно новой книге Рубиной. Мне очень понравился язык, персонажи, тема.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. У меня в списке покупок есть ещё её книги. Вот и Вы замечаете особый язык Рубиной. Мне доставляет удовольствие читать даже простые жизненные рассказы.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Вы обращаете внимание всегда на язык книг Д.Рубиной. Солидарна в этом вопросе с Вами. Очень люблю и язык Г.Яхиной, например.
    Отметила, что многие друзья в 2019-м читают Рубину.
    Спасибо Вам за отзыв!
    Не читала данную книгу. На полках есть ещё три томика Д.Рубиной. Но к "Собаке" обязательно обращусь.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. И я заметила популярность Рубиной. Пожалуй, я тоже продолжу чтение её книг.
      Спасибо!

      Удалить
  4. Надежда Владимировна, вот уже у многих блогеров читала в отзывах слова "у неё особенный язык". В связи с этим вспомнила, что именно языком автора насладилась, читая мемуары А. Ширвиндта "Склероз, рассеянный по жизни". Выходит, сюжет даже не самое главное... Хотя закулисные сюжеты Ширвиндта просто восхитительны. Не знаю, сяду ли когда написать про свои прочиталки. Ваши читаю с удовольствием, кстати, удивляясь, что при таком ритме чтения вы ещё и работать успеваете)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна. Это так. Бывает и наоборот, книга по теме интересная, а написано неудачно.
      Когда работаю при таком ритме чтения? ))))) Отличный вопрос, спасибо! Спасибо, что читаете отзывы, очень приятно.
      Я думаю, что надо мне с блогом переходить на новые рельсы. Я всё больше хочу писать только о книгах, о жизни и всё меньше про всё остальное. Надо вот переименоваться как-то, уже неделю думаю, пока нет в голове точного варианта, всё не то. Может подскажете?

      Удалить
    2. С этим вопросом - к ЧУМработнице! Да-да, это Ирина придумала моё нынешнее название "ГАЛАктика". Я хотела из "БЛОГА учителя математики Солодёнковой" стать "ДАМОЙ с лисой". Помните сюжет из Штирлица, когда героиня Инны Ульяновой, эдакая дама (немного подшофе) с лисьей горжеткой, разглагольствует о том, что математики не сухари. Я не раз читала слова удивления о том, что "математик может что-то интересно написать", аж цепляло, потому решилась на такое название. Но вовремя подоспела Ирина и предложила свой вариант. Ты, мол, живешь в своей галактике, вот и стань ею.
      Но я тоже подумаю, если разрешите)))

      Удалить
    3. О! Точно! Спасибо за совет. А вообще можно кинуть клич в народ. Одна голова хорошо, а много голов точно что-то подскажут.Думают все! Так и назову пост))

      Удалить
    4. Кстати, первая идея возникла просто спонтанно "По ВолНам памяти", но потом поняла, что это где-то было. Потом наткнулась на стих
      Прекрасна исповедь волнам,
      Чиста, открыта и свободна.
      Морской прибой так ласков к нам,
      Что принимает наши грёзы благородно…
      Получилось "Исповедь ВолНам". Почему-то кажется, что волна всё-таки должна быть обязательно.

      Удалить
    5. Вы прямо с губ мои слова сняли)) С дочерью сейчас обсуждала и говорила, что ВолНа надо обязательно оставить. Сейчас пост пишу, выскажу мысли.

      Удалить
    6. Извините, что вмешиваюсь а мыслительно-творческий процесс. Но подобное название и блогерское имя уже существует) блог На библиоVolne, и его хозяйка Наталья Николаевна Волкова. Правда, блог уже давно не пополнялся, Наташа ушла в соцсети, но в нашем сообществе она не иначе, как Волнушка) http://bibliovolna.blogspot.com/?m=1
      Хотя это не стопроцентное повторение, и если вам нравится, Надежда Владимировна, этот вариант, то я желаю вашему будущему кораблю отличного плавания!

      Удалить
    7. Здравствуйте, Ирина Витальевна. Разница есть, конечно. Да и я уже с 2015 года с этим именем. Спасибо за добрые пожелания! Поплаваем пока, я думаю))

      Удалить
  5. Два дня назад была на встрече с Диной Рубиной. Впечатления не улеглись до сих пор. Хочется читать ее больше. Малую прозу тоже очень люблю. Спасибо, Надежда Владимировна за рекомендации!
    Кстати, в моем отзыве о встрече с Рубиной есть видео с концерта, где она как раз касается темы ненормативной лексики с присущим ей юмором и артистизмом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я всё послушала)) Я Вам недавно писала)) Ещё раз благодарю!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".