16 февраля 2022

Там, где течёт молоко и мёд. Елена Минкина-Тайчер

Елена Минкина-Тайчер
для меня была незнакома как автор, даже как-то не на слуху. По чьему-то положительному отзыву решила прочитать роман «Там, где течёт молоко и мёд». Это семейная сага причём большой еврейской семьи Раппопорт-Блюм. На столько большой, особенно в начале истории, что процесс чтения местами проходил на ощупь, мне никак не удавалось запомнить какой персонаж из какого периода жизни семьи, кто старший, кто младший, кто кому и кем приходится, тем более есть персонажи с одинаковым именем. Лишь некоторые яркие персонажи запоминались легко. Как пишет сама автор: «Если каждому народу положено умереть, то американцы умрут от адвокатов, французы от женщин, русские от водки, а евреи от родственников». 
А ещё в романе автор периодически переносит читателя из прошлого в будущее. Одним словом, разобраться было не просто.

Книга представляет нам жизнь еврейской семьи с довоенных времён до момента перестроечного периода в России, а потом семья, как и многие в то время, уехала в Израиль, спасаясь от угрозы погромов, в поисках лучшей доли. На новой земле история семьи продолжается, и мы читаем про обустройство в новой стране, поиски работы, взрослении детей, рождении внуков, о поисках друзей и родственников. Сами понимаете, что за этот период и событий прошло немало, так что это тоже усложняет сюжет. Пожалуй, о сюжете это всё, тут подробно не перескажешь.

Мне кажется, что если бы автор уделила больше внимания деталям, моментам жизни, продлила повествование о каждом периоде, сделала бы эти периоды последовательными и завершёнными, то книга бы только выиграла. Канва событий, ключевые моменты истории семьи чем-то мне напомнили роман Дины Рубиной «Маньяк Гуревич», но повествование более поверхностное что ли. 

Вот такой миниатюрный отзыв получается, потому что больше слов на роман у меня не нашлось. Оцениваю на 4 из 5. Читать можно, читать интересно, а то, что было трудностями для меня, возможно, для вас таким не окажется.

22 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Мне тоже незнакома эта книга.
    Наверное, поищу и попробую почитать.
    Спасибо за рекомендацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна. Читайте, сравним наши впечатления.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Автор мне совсем незнаком. Спасибо за рассказ о книге. Надо почитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна. А ведь у неё несколько книг. Странно, что такая запоминающаяся фамилия как будто нигде и не мелькала.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Обложка знакома, а книга нет.
    Мне стали часто попадаться книги об истории семей из еврейского народа. Чем интересны эти книги, так это тем, что этот народ (наверное, в силу исторических обстоятельств) очень дорожит семейными узами.
    А вот то, что русский народ погибнет от водки - это как-то обидно. Хотя, может и верно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна. Про ценность семейных уз соглашусь, скорее всего именно историческая несправедливость заставляет их стремиться к прочной и большой семье. Это хорошая черта, мне она импонирует, мне кажется, что мы это теряем в наше ненормальное бешенное время, которое полно формализма, усталости и отстранённости друг от друга.
      Ну а про пьянство хоть и обидно, но это точно было бичом нации , вот сейчас не знаю, актуально ли это? С такими ценами и такими зарплатами кто-то находит возможность к пьянству? Это же так разорительно.

      Удалить
  4. Спасибо, Надежда Владимировна! Мне не встречалась эта книга. Для чтения в феврале у меня запланированы книги для чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего страшного, читайте по плану. Возможно эта книга встретится Вам позже.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Название интригующее - где-это так течёт молоко и мёд... Саги, конечно, люблю. И название себе запишу, хоть автор и не знаком. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! В данном случае это символы изобильности. Там, где течёт молоко и мёд, т.е. там, где лучшая жизнь, лучшая земля.

      Удалить
  6. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Я тоже уже прочитала эту повесть))
    Узнала об авторе от ЧУМработницы, выписала в "Лабиринте" с огромными скидками две книги Минкиной-Тайчер.
    Отзыв написать надо бы... Но как-то даже не знаю о чём. Много всего напутано, намешано.
    С Вами в оценке абсолютно согласна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я тоже села писать этот отзыв не сразу и долго сидела над ним, хотя ничего особенного так и не получилось написать. Назвать книгу плохой язык не повернётся, но и сказать, что очень хорошая не могу. Противоречивое впечатление. И вот то ли эта книга выбила меня из колеи, то ли ещё что, но я уже НЕДЕЛЮ! не читаю. Сама понимаю, что странно, то одно возьму, то другое, то вообще ничего не хочу, какая-то пауза образовалась...

      Удалить
    2. У меня цейтнот во всём! Книги понемногу читаю, но в ритм не войду... Когда 12 стопок тетрадей с сочинениями и диктантами, выть хочется.

      Удалить
    3. Про работу не могу ни думать, ни говорить, ни читать (пыталась Я.Корчака прочитать). Какой-то серьёзный кризис у меня профессиональный. Огромная боль и разочарование, порывалась даже поразмышлять в блоге, но не стала. Кому оно надо? Кто в профессии и работает (работал) с душой, тот знает и так, а кто не в профессии, тот не поймёт, да ещё и осудит... Зачем лишние словесные баталии устраивать? Кому понятна чужая боль? У каждого своя боль. Я смотрю в сторону выслуги, очень жду!

      Удалить
  7. Уважаемая Надежда Владимировна! Открою вам секрет - авторы тоже читают отзывы и ценят внимание. Благодарю вас, многие замечания понятны, хотя у меня была иная задача - не рассказать подробно о трагических событиях, всем нам знакомых по рассказам и другим книгам, а именно создать атмосферу большой семьи, из которой выживает один стебелек, одна девочка Сонечка, которая несет в себе имена, любовь и память всей семьи. Но нет ничего смешнее пересказывать своими словами свою же книгу :). Мне только жаль, что другие мои работы незнакомы - например, роман Эффект Ребиндера", который был номинирован на многие премии, или недавно вышедший роман-сага "Время обнимать". Но сегодня так много авторов и книг! Еще раз благодарю за внимание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Елена Михайловна! Это не секрет)) Догадываюсь, что читают. Если бы я была автором, то мне было бы очень интересно прочитать, что пишут люди о моих книгах. Я даже встречала в блогах отзывы авторов, например, Дины Сабитовой. Но я не автор книг, я только читатель. Даже не представляю, какой у писателей должен быть эмоциональный иммунитет, чтобы не реагировать обидой, болью... Я бы не смогла))
      Елена Михайловна, я читатель очень старательный и внимательный, всегда пытаюсь понять задумку автора, а всё непонимание или недостаточно восторженное восприятие произведения чаще отношу на свой счёт. Возможно, обстоятельства жизни помешали мне глубже понять книгу, а может и нет. Но это не оправдание. Я думаю, что Вы, когда пишете книгу, понимаете, что не каждая книга будет встречена восторгом. Разные книги, разные читатели... И Вы правы, когда пишете что сейчас так много книг, что трудно объять необъятное. Кстати, спасибо за рекомендацию двух Ваших книг, будет очень интересно познакомиться.
      Спасибо, что нашли возможность написать и высказаться! Спасибо за внимание к моему скромному блогу! Мне очень приятен Ваш визит, приятно было обменяться мнением с автором книги! Заглядывайте))

      Удалить
  8. Вернуться в ту непрожитую жизнь,
    где начинали страстно и напрасно
    молиться и дышать.
    Все тот же дом, подъезды, этажи,
    безжалостная масляная краска.
    Вернуться не спеша.
    Открыть давно забытую страницу
    нежнейших слов, признаний и упреков.
    Когда? О чем?
    Молчать навзрыд. И бесконечно длится
    Ошибок и несделанных уроков
    протяжный сон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любава. Какие пронзительные слова... Тронуло... Внутри у меня сейчас тоже много отчаяния и вопросов. То ли возраст, то ли время... Трудно сказать. Думаю, ищу ответы и равновесие.

      Удалить
    2. Это стихи Елены Михайловны. Я на Фб наткнулась, а потом книгу купила.
      Мне кажется, наши блоги помогают нам. С окружающими в реальности не всегда можно поговорить о серьёзном. Привычно улыбаемся и говорим: "Нормально"

      Удалить
    3. А я замечаю, что всё меньше хочу говорить и обсуждать любые темы с другими. Мне кажется, что слова всё не те, что чувствуешь глубже и шире, чем объясняешь. Мне кажется, что надо больше молчания, самоанализа и внутренних монологов. В обсуждение особо горячих тем вообще не хочу вдаваться. В блогах читаю иногда, но не пишу комментарии. Не чувствую в себе силы для дискуссии, для подбора слов и аргументов. Меня это стало сильно опустошать...

      Удалить
  9. Надежда Владимировна, бывает прочитаешь про чужую семью, начинаешь думать про свою и грустно становится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любава, семьи разные. В наших семьях кроме повода для грусти есть и много хорошего, надо только присмотреться, просто боль, заботы и усталость отвлекают нас от ближнего. Радости стало меньше в жизни, цвета, света... Вот бы как в детстве, суметь посмотреть на мир через цветные стёклышки, и всё стало бы ярче...

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".