02 января 2021

Сказать жизни Да! Виктор Франкл

Здравствуйте.

Книгу австрийского психиатра, пережившего заключение в концлагере с 1942г по 1945 г в Освенциме и Дахау, Виктора Франкла «Сказать жизни Да» прочитала не в рамках читательского марафона, по заданиям которого выбираю книги для чтения в этом году, а по потребностям разума и души, так сказать. Виктор Эмиль Франкл, оказавшийся в ужасных условиях концлагеря, сумел профессиональным взглядом проанализировать человеческое поведение, реакции разума, состояние духа. Мне подобные книги очень помогают не падать духом и телом в трудных ситуациях, а в последнее время я понимаю, что  сама справляюсь с трудом. 

Виктор Франкл начал писать эту книгу ещё в концлагере, записывая её стенографически на клочках любой бумаги, которую удавалось раздобыть, писал в тайне от всех, а после освобождения в 1945 году сначала издал её анонимно, но позже, по совету близких, издал её под своим именем.

Наверное, главным мотивом книги могут быть слова автора «У кого есть «зачем», тот выдержит любое «как».

Автор родился и вырос в Вене в еврейской семье, вся его семья была депортирована в концлагерь, все близкие Франкла погибли в лагерях, он смог выжить. Как он сам описывает и удивляется, что зачастую выживали не те, кто был сильным физически, а те, у кого был внутренний стержень, кто был сильным морально, духовно, кто смог найти смысл даже в страдании, кто смог верить в будущее, кто руководствовался в жизни принципами человеческого достоинства, кто смог отстраниться и не пустить ужас в свой разум и сердце. 

По прибытии в лагеря у людей забирали все вещи, всю одежду, даже волосы сбривали со всего тела. Отбирали всё. Но вот то, что у человека в сердце, в его памяти, в его жизни «до», отнять не сможет никто. Тем, кто это понимал, удавалось держаться, удавалось не опускаться до скотского состояния, не кончать жизнь самоубийством, не сдаваться болезням.

Виктор Франкл не ставил перед собой цели подробного описания бытовой жизни лагерных заключённых, как он сам пишет, про это уже много рассказано. Его задачей было рассмотреть и описать то, что скрыто от глаз, хотя его рассказы, конечно, опираются на контекст историй и случаев, на собственные эмоции и ощущения.

Читая подобные книги, становится стыдно скулить и жаловаться, понимаешь, что если люди справились с такой бедой, с такими трудностями и болью, то ты точно справишься со своими. Виктор Франкл очень понятно высказывается о своём представлении смысла страданий, почему надо уметь терпеть, принимать судьбу и неизбежные испытания.

О том, как выжить в трудных ситуациях и не сломаться, можно прочитать в книге Эдит Евы Эгер «Выбор» (очень сильная книга!) и в книге Ника Вуйчича «Жизнь без границ». Все книги, естественно, автобиографические.

12 комментариев:

  1. Такие книги учат не падать духом и продолжать жить, несмотря ни на что. Спасибо, Надежда Владимировна! С Новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
      Когда нужна поддержка, книги хороший вариант. А книги подобные этой просто отличный выбор. Главное, когда читаешь, думать и анализировать, применять в своей жизни.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна. Соглашусь с Вашими словами "читая подобные книги, становится ..." Всё в сравнении. С Новым годом Вас! Больше позитива в жизни. Будьте здоровы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна!
      Всё верно, несмотря ни на что, у нас столько поводов для радости, для счастья, так что, не будем жаловаться.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Не надо ныть, правильно! Были такие времена тяжкие... А я пока детскую книгу читаю, Новый год не отпускает. С праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      А я прочитала эту психотерапевтическую книгу, плюс выходные в кругу самых близких, плюс свободное время на чтение, плюс неспешное выполнение домашних дел и чувствую заметное облегчение и расслабление.
      Детскую книгу тоже буду читать в рамках марафона))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Книга заинтересовала, наверное буду искать, чтобы прочитать.
    Есть сейчас настроение походящее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Книга небольшая и читается быстро. Если настроение подходящее, как было у меня, то надо читать.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    "Выбор" буду читать обязательно в этом году. Как-то много в прошлом году прочитано было о немецких концлагерях. Тема тяжёлая очень.
    Вот и эта книга жизнеутверждающая. Всегда восхищаюсь этими людьми, пережившими ад. Все свои проблемы, ненужная суета кажутся незначительными.

    Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Книгу "Выбор" я часто вспоминаю. Она меня покорила. О концлагерях есть ещё у меня книги, буду читать, вот темы марафона надо дождаться подходящей.

      Удалить
  6. Надежда, здравствуйте!
    Я читала эту книгу лет 5-6 назад. Конечно, в своё время она оставила меня под впечатлением. Помню, что читала её перед поездкой на море (создаём "хорошее" настроение; в этом я мастер). Особенно мне понравились размышления автора про внутреннюю свободу, роль которой он ставит, на мой взгляд, на одно из первых мест среди факторов выживания.
    Я в целом прочитала большое количество книг о Холокосте, но вот ныть не перестала. И преуменьшать свои проблемы не стала. То, что я не в концлагере, не делает мои проблемы (проблемы кого-то) меньше. Просто живём сейчас в иное время. И проблемы, соответственно, иные.
    После прочтения подобных книг я лишь переосмысливаю свои заботы, проблемы и окружающую меня действительность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вера! Рада Вам!
      Такого рода книги мне помогают "не ныть", не жалеть себя, немного встряхивают сознание. Я пытаюсь через такие книги показать себе, что да, трудно, да, обидно, но пережить и справиться можно, потому что люди и не такое переживали.
      Да, наверное, перестать себя жалеть мы не перестанем, ведь мы просто люди, но такие книги дают мне понимание себя и своих возможностей, помогают справиться с кризисным периодом, хоть немного поддерживают.
      Благодарю за ваше мнение!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".