01 мая 2020

Люди, которые всегда со мной. Наринэ Абгарян

Начну с цитаты, которая, на мой взгляд, наиболее точно раскрывает суть книги Наринэ Абгарян «Люди, которые всегда со мной»: «Папа говорит–ты стоишь в начале пути. За твоими плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым плечом–по линии мамы. За правым–по линии отца. Они–твои крылья, говорит папа. Они–твоя сила. Держи их всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать тебе больно. Потому что, пока помнишь о крыльях,–ты неуязвим». 

Книга о том, что всё больше на свете «бескрылых» нас, которые выпадают из гнезда дрожащими, неуверенными и растерянными, которым, в случае опасности, бывает и некуда вернуться. Может стоит начать строить своё большое гнездо? А как? Кто научит?

Большинство событий, описаны от имени маленькой девочки дошкольницы по имени Девочка. Так все её и звали. Нет, имя у неё, конечно, было, звали её Ниночка, но вот узнаём мы про это не сразу. Почему девочка отказалась до поры до времени от своего родного имени, а все многочисленные родственники и не стали с ней спорить, вы узнаете ближе к середине книги.


Девочка была маленькой, но очень разумной, сообразительной и даже не по годам мудрой. Как предполагает она сама, происходит это потому, что она окружена большим количеством взрослых, рядом с ней много бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, а друг только один–Витька. Ну неинтересно ей с маленькими детьми. Даже когда Витьку забрали, она не смогла больше ни с кем сдружиться. Даже в садике, куда её повели для социализации в последний год перед школой, ей не понравилось.

Многочисленная родня Девочки жила в старом маленьком армянском городке Берд, а точнее они жили на его окраине, больше похожей на деревню. Читая книгу, у меня постоянно возникало дежавю. Конечно не буквальное ощущение, но очень похожие воспоминания зрительного ряда, запахи, звуки, тактильные ощущения до сих пор живут внутри меня, ведь моё дошкольное лето, а иногда и зима, весна чаще всего проходило в деревне у двоюродной бабушки. Эта книга для меня стала в каком-то смысле проводником в прошлое. 

Наринэ Абгарян с огромным удовольствием и любовью описывает быт большой дружной семьи в деревне, рассказывает, как они они вместе готовят, отдыхают, помогают друг другу переживать горести и радости, как вовлечены в жизнь дети. В книге, кроме событий настоящего времени, есть истории предков семьи, истории молодости тех, кто сейчас уже бабушки и дедушки Девочки.

Эта семейная сага доставит большое удовольствие всем, кто любит подобный жанр. Герои этой книги очень цельные личности, они сильны житейской мудростью, любовью, смирением, добротой, поддержкой. Книга наполняет силой, но и пробуждает сожаление, что такие замечательные традиции уходят в туман прошлого, а как же нам летать без «крыльев»...

18 комментариев:

  1. Очень люблю книги Наринэ Абгарян! Эту книгу пока не читала! Спасибо, что поделились!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Рекомендую, тем более, что автор вам нравится.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Захотелось прочитать эту книгу.
    Что-то подсказывает, что у меня тоже возникнут "ностальгические воспоминания")))
    Есть такие авторы, которым удаётся "влезть в душу"
    Наринэ одна из них.
    Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
      Когда книга говорит с тобой на одном языке, тогда вы становитесь друзьями. Книги этого автора меня радуют и своим юмором, как в историях про Манюню, и душевностью, человечностью, как в этой книге.
      Сделала в интернет магазине закладки на все книги Абгарян, каких нету. В запасе есть ещё одна.

      Удалить
  3. Спасибо, Надежда Владимировна, за совпадение эмоций!
    Очень люблю эту повесть! В ней столько мудрости, что зачастую думаешь: как всё просто, а мы ищем какие-то сложности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна.
      Сложностей в нашей жизни много, столько шелухи... Вот такие книги и раскрывают глаза, напоминают о настоящем и важном.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна. Читала роман в 2016 году, писала в блоге отзыв. А мне было больно читать, столько страдания...некоторые моменты вообще рыдала...
    Спасибо за Ваше восприятие романа, всегда интересно узнать мнение других людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна.
      Эта сага о жизни большой семьи, так что да, были и грустные моменты, были места, где текли слёзы, были волнения. Я не хотела делать на этом акцент, так как по большей части это рассказ маленькой девочки, которую любили, оберегали, у которой было много приятных занятий, общения. Для меня на первое место в этой повести вышел этот охранный мир, который вольно или невольно создаёт большой семейный клан для своих детей и друг для друга.
      Спасибо за отзыв!

      Удалить
    2. Именно это я и почувствовала в Вашем отзыве, Надежда Владимировна. У меня почему-то на первый план в произведениях всё время выходят страдания, несправедливость по отношению к героям.

      Удалить
    3. У меня такое бывает, когда самочувствие или настроение подводит, т.е. когда события отзываются именно этой стороной.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо за рекомендацию! Испытываю большой интерес к этому автору и, в частности, к этой книге, Вы еще раз подтвердили, что надо ее читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния.
      И мой интерес вырос. Я до сих пор с восторгом вспоминаю Манюню. Читала сама всю трилогию, потом практически второй раз вслух с мужем, хохотали вместе. В нашей речи поселились некоторые словечки-фразочки из этой книги.
      Эта повесть совсем другого рода, хотя, одно словечко и тут мелькнуло))
      Читать надо, не откладывайте надолго, не лишайте себя душевного удовольствия. Я тоже продолжу чтение книг Абгарян через небольшую паузу.

      Удалить
  6. Читала эту книгу в августе 2014 г..Особенно запомнилась глава "Марья".Потом в "Дальше жить" подробнее рассказано о военном конфликте между Арменией и Азербайджаном.Без слез не прочитать(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сегодня заказывала в интернет-магазине книги, т.к. для читательского марафона в моём запаснике ничего нет, а библиотека закрыта. Так закупила ещё три книги Абгарян))) Предвкушаю чтение))

      Удалить
  7. Последнее, что прочла у Абгарян, это "Зулали". Тяжёлая книга. Но читалось на одном дыхании.
    Надежда Владимировна, спасибо за рекомендации, надеюсь, что у скором времени доберусь и до этой книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Купила я недавно эту книгу, буду читать. Тяжёлая? Ну что ж, и такое иногда надо читать. Бывает так, что именно тяжёлые книги помогают расправить плечи и как-то собраться.

      Удалить
  8. Интересно, спасибо! Знакомый любопытный автор, книгу беру на заметку. Удивилась вашему ощущению déjà vu, если только ваша двоюродная бабушка не из Армении. Когда я читала «С неба упали три яблока», это было сродни открытию совершенно новой культуры. Даже не открытию, а вхождению, и ощущала я себя чужеземцем, настолько не похожи реалии от русской культуры. Хотя в детстве я тоже бывала у бабушки в деревне. Вот здесь об упомянутой книге Абгарян: https://irina-alicelovers.blogspot.com/2016/03/blog-post_24.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Нет, бабушка не из Армении. Внешний антураж тут для меня оказался вторичен. Книга возродила ощущения из детства, поэтому так и написала. Мне показалось, что что-то похожее и я чувствовала, какая-то общность в мелочах, в запахах, и даже в некоторых картинках.
      Спасибо!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".