26 июня 2020

Безгрешность. Джонатан Франзен

Здравствуйте.
Сегодня история книжная. Печальная.
Давно ждала своей очереди книга Джонатана Франзена «Безгрешность». Долго, потому что, книг у меня много, ещё больше в списке запланированных, а чтобы выбрать эту книгу для чтения нужна серьёзная решимость и время. Вот и оставляла я её на лето, ведь в учебном году я её, пожалуй, читала бы пару месяцев. В книге 733 страницы, формат у неё большой, толщина впечатляет, такой книжицей и прибить можно... Вот она меня и прибила, в переносном, конечно, смысле. Я уже говорила, что читатель я благодарный и упорный, даже книги с неявным читательским удовольствием стараюсь одолеть, понять, найти интерес, но тут... Нет, я честно старалась, а прочитала я, между прочим, 500 с лишним страниц. Сначала ждала, что скоро начнётся интересное, допуская, что на такой объём и разгон будет немалый. Ближе к трёхсотой странице начала скулить, но проявляла силу воли и читала, а после пятисотой страницы  всё же бросила, не смогла... Расстроилась. Жаль времени, денег, жаль того, что не поняла я книгу.

Каждый раз в таких случаях анализирую провал. Почему купила книгу? Почему не пошло? Давайте посмотрим на аннотацию: 
«Двадцатитрёхлетняя Пип ненавидит свое полное имя, не знает, кто её отец, не может расплатиться с учебным долгом, не умеет строить отношения с мужчинами. Она выросла с эксцентричной матерью, которая боготворит единственную дочь и наотрез отказывается говорить с ней о своем прошлом. Пип не догадывается, сколько судеб она связывает между собой и какой сильной ее делает способность отличать хорошее от плохого. Следуя за героиней в ее отважном поиске самой себя, Джонатан Франзен затрагивает важнейшие проблемы, стоящие перед современным обществом: это и тоталитарная сущность интернета, и оружие массового поражения, и наследие социализма в Восточной Европе. Однако, несмотря на неизменную монументальность и верность классической традиции, “Безгрешность”, по признанию критиков, стала самым личным и тонким романом Франзена».
Вы видите интерес? Я вижу. Тут заявлена интрига, тайна, отношения, эксцентричная мать, необычная героиня, интернет, личный  тонкий роман. Видите сколько интересных моментов. А на обложке, если бы вы видели, какие отзывы. Позволю себе некоторые моменты привести в пример: «Франзен пишет о виртуальной реальности, вносящей поправки в нашу свободу. Дети и родители ищут и не находят друг друга в трагикомическом лабиринте событий, раскрывая секрет за секретом и не давая читателю перевести дух...». А вот ещё один отзыв: «Это такая смешная, такая мудрая и блестяще остроумная книга, что вам ни на секунду не захочется отвлечься от неё на другую...».

У меня возникло ощущение, что отзывы вообще не про эту книгу. На протяжении 500 страниц я  не нашла ни одного момента, где можно просто улыбнуться. В книге, на мой взгляд, все события очень затянуты, просто безумное количество «воды», что и позволило ей приобрести такой объём. Масса пустопорожних диалогов, много героев с предысториями их жизни, которые, на мой взгляд, не имеют особой ценности в рамках сюжета. В книге просто масса тем: политика, интернет, убийство, отношения полов, психология и философия и бог знает что ещё. Все эти темы обязательно приправлены откровенными интимными моментами и фрейдистскими мотивами, я так думаю, чтобы держать внимание читателя, и это мешает, обесценивает впечатление.

Я, конечно, не великого ума человек, во многих вещах вроде политики и наследия социализма в Восточной Европе не разбираюсь, но согласитесь, после такой аннотации и отзывов имею право ожидать от книги хоть фрагментарного интереса. А тут полная ассоциация с образом чемодана без ручки–и нести трудно, и бросить жалко. Трудно уловить суть событий, нет единой линии, очень много каких-то токсичных персонажей. Главная героиня в определённый момент повествования пропадает из поля зрения на приличное время, про неё даже успеваешь хорошенько забыть, а потом возврат к ней, но она уже в каком-то другом контексте... в общем не сюжет, а недоразумение. Да простит меня автор, я не поняла роман, разочаровалась.

Справедливости ради скажу, что много и хороших отзывов в сети на эту книгу, я специально посмотрела, чтобы уж быть объективной, так что решайте сами–достойна ли книга вашего внимания.

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.Вот-вот, бывает... Я два раза начинала читать "Не отпускай меня" Кадзуо Исигуро... Но не цепляет... убрала подальше, до лучших времен))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна!
      Так ведь обидно и за потраченное время, и за потраченные деньги.
      А ведь эта книга Исигуро у меня в книжных планах)) Может и не начинать тогда?

      Удалить
    2. Спрячьте)Возможно, после книжного фастфуда пойдет)Вместо неё очень советую роман Рут Озеки "Моя рыба будет жить".

      Удалить
    3. Спасибо за рекомендацию! Взяла книгу в список))

      Удалить
  2. Бывают такие книги, которые не можешь дочитать до конца... Сколько таких попадалось ко мне в руки!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Я раньше старалась дочитать, а сейчас стало жаль времени, уж лучше почитать другую книгу.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! В последнее время со мной тоже такая история - читаю книгу, а она не идёт. Вот как сейчас - Е. Водолазкин "Соловьев и Ларионов". А Исигуро я прочитала 3 книги - не мой автор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Когда читаешь электронный вариант, то не так обидно. Ну не пошла книга, просто удалила и всё, а за бумажную деньги заплачены, бумаги сколько потрачено.
      Исигуро ничего не читала. Надо для знакомство хоть что-то прочитать, чтобы иметь представление.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда! Вот после таких книг жалко денег и времени. Поэтому я теперь покупаю книги после отзывов, которым доверяю. Или маленький карманный вариант. Критерии оценки у всех разные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия! Всё верно, именно поэтому я прислушиваюсь к отзывам знакомых блогеров, так шансов на ошибку меньше и меньше поводов разочароваться. А сейчас, к счастью, стала много читать в электронном варианте.

      Удалить
  5. Надежда Владимировна, зная, как вы внимательно читаете, и всегда стараетесь понять автора, даже если книга не совсем нравится, наверное, эту книгу не стоит читать. Такие отзывы-разочарования тоже полезны. Спасибо, что поделились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Не хотелось бы, конечно, зря оговорить книгу, но, да, если уж у меня не хватило терпения дочитать этот фолиант до конца... Ну просто сознанию не за что зацепиться было, ну совсем не интересно мне было её читать. Может кто-то найдёт смысл в книге, у меня не вышло))
      Ирина Витальевна, поздравляю Вас. Этот комментарий стал у меня в блоге восьмитысячным! ))

      Удалить
    2. Здорово, мне редко выпадает такое везение! Я очень рада!

      Удалить
    3. И мне приятно, что такое везение случилось именно у меня в блоге))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Очень рада познакомиться с Вами и Вашим блогом. Прочитала отзыв на книгу и сразу вспомнила своих читателей. Один прочитает книгу взахлёб, а другой вернёт её со словами, что она не произвела никакого впечатления. Судя по Вашей оценке этой книги, я, пожалуй, тоже не решусь её прочитать. Не люблю, когда в книге всё намешано и нельзя уловить нить событий. Ну что ж : книга - разочарование! Такое тоже бывает!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Рада познакомиться и приветствовать Вас в моём блоге!
      Я тоже считаю, что о книгах-разочарованиях тоже надо писать, это помогает настроиться при выборе книги, не потратить зря время и средства.

      Удалить
  7. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    А мне всегда жаль, когда приходится тратить время и деньги на книги-разочарования.
    Сколько раз так было: аннотация блестящая, книга в разных топах, её цитируют, но... увы. Как о вкусах не спорят, так и книги каждый выбирает для себя.
    Спасибо, что рассказываете уже который раз о книгах- разочарованиях. Мне пока такая книга в этом году, к счастью, не попалась.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      И мне жаль, точнее, какая-то тоска возникает внутри. После таких книг даже трудно начинать новые. А заманчивые аннотации, даже не знаю, то ли хитрость такая, чтобы продавалось, то ли действительно кому-то так понравилось.
      Про такие книги, я считаю, надо рассказывать, ведь выбор чтения огромный, зачем люди будут тратить средства и время.

      Удалить
  8. К сожалению, так часто бывает, что аннотация по сути не соответствует сожержанию. Иной раз вообще в недоумении: тот , кто писал, сам-то читал книгу? Я тоже на нее поглядывала. Теперь не буду. Спасибо за отзыв

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Спасибо, что заглянули в гости.
      Вот именно из-за этого парадокса или даже "обмана" с аннотациями я стараюсь ориентироваться на отзывы блогеров, очень помогает. И у вас с удовольствием читаю отзывы.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".