08 июня 2020

Письма сыну. Евгений Леонов

Здравствуйте.
Почему я решила купить книгу Евгения Леонова «Письма сыну»? Я же совсем не зритель, я никогда им и не была особо, с детства так повелось. Я даже, стыдно сказать, не всех известных актёров знаю по фамилии. Но тут, я думаю, сошлись несколько факторов. Я думаю, на меня повлияло и обаяние актёра, невероятный взгляд, который ни с кем не перепутаешь, конечно, хотелось узнать об этом актёре больше, как о человеке, ведь кое-что я всё же смотрела, знаковые фильмы знаю, это магия леоновского голоса в любимом всем Винни-Пухе. Это и название книги, говорящее о взаимодействии, о разговоре отца и сына, и мне как учителю, тоже интересен опыт такого общения. А ещё, мне кажется, что в жизни обычных людей, не художественных персонажей, порой бывает больше героизма и настоящего опыта, есть чему поучиться.

Вот как-то всё вместе и привело меня к чтению этой книги, которую можно частично назвать мемуарами, частично биографией.
Первая часть книги – вступление, это письмо сына отцу. Сын Евгения Леонова–Андрей Леонов. Вы его точно знаете по сериалу «Папины дочки».

Вторая и основная часть–письма Евгения Леонова своему сыну в разное время. Они так и подразделяются: «Письма школьнику», «Письма студенту», «Письма артисту», «Письма солдату». Третья часть–это уже небольшая биография и анализ ролей Леонова, написанные его другом и журналистом Нинель Исмаиловой. В конце книги перечислены по годам и месту работы все роли Евгения Леонова.

Евгений Леонов жил в Москве. У его жены редкое имя Ванда, она театровед, друг и помощник, первый и самый строгий судья работ своего мужа. Сын Андрей пошёл по стопам отца. Получается, что семья очень тесно связана с театром со всех сторон. Леонов был очень домашним, семейным человеком, очень гостеприимным.

Для меня Евгений Леонов всегда был человеком, приносящим радость, заряжающим оптимизмом, таким добрым и уютным дядюшкой. Повторяюсь, я не зритель, не киноман, всегда очень мало смотрела телевизор, знаю в основном его роли в комедиях. Из книги я узнала очень много о его творчестве, о его таланте. Интересно, что в жизни, как говорят и про Чаплина, он был человеком не таким, как мы привыкли его видеть на экране, в жизни он был задумчивым, очень много размышляющим о профессии, скромным, склонным к самоанализу, очень добрым, иногда вспыльчивым, стеснительным и сомневающимся, мнительным и чувствительным, даже ранимым. Это очень требовательный к себе человек, очень совестливый, можно даже сказать самоед. Он очень строг к себе. Казалось бы, с такими качествами дорога в актёры заказана.

Кажется, что в профессии он оказался вопреки своим данным, да и оказался он там поздно. Тем более он, рождённый в 1926г, в 15 лет, тогда шла война,  уже работал на заводе. Но его тянуло в театр. И когда он попал в творческую студию, он начал заниматься самозабвенно. Говорят, что его талант рассказчика и страсть к работе передалась ему от матери. Даже став актёром, он долгое время работал только в массовках и эпизодах. Да и слава пришла к нему не сразу. «На следующий день он проснулся знаменитым» эта фраза не про Евгения Леонова.

Леонов всю жизнь чувствовал себя  одиноким, как ни странно, хотя очень любил людей, старался видеть в них только добро. В своей жизни он встречал много хороших и талантливых людей, об этом он много рассказывает в книге. А рассказывает он своему сыну Андрею. «Письма к сыну» написаны как диалог, хотя мы и не можем читать ответы Андрея, но в письмах отца понятно, что он отвечает на вопросы сына, продолжает рассуждения после их телефонных разговоров. А в разговоре между двумя артистами и родными людьми много про жизнь и очень много о труде актёра, о театре, о кино. 

Эта книга не для широкого круга читателей, я думаю, вы не прочитаете её легко и с увлечением, если сами не связаны с театром, с работой актёра или не являетесь поклонником Евгения Леонова.

В 1988г на гастролях в Гамбурге у Евгения Леонова случился инфаркт. У него была клиническая смерть, но врачам удалось его вернуть к жизни. Он прожил и работал ещё 5 лет. Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926г, умер 29 января 1994г.

Закончить отзыв я хочу некоторыми выдержками из книги:

«Страх–это ещё не слабость. Вот если страх заставляет тебя отступить, если ты бережёшь свои силы и в результате уменьшаешься сам–это слабость»

«... надо бережно к тишине относиться, должен быть такт по отношению к людям, к природе, к красоте тихой минуты. Такое грустное впечатление производят люди без понятия о тишине, покое, уважении к человеку... Не надо быть варварами, надо любить и беречь тишину... Вне тишины нельзя понять красоту. Тишина–это жизнь, всё великое совершается в тишине. Тишина–это уважение людей друг к другу, это нежность и любовь... Сохранить тишину, покой в своём доме–значит установить в нём климат уважения...». 

Какие правильные слова, на мой взгляд. Сейчас в мире и в людях столько шума, столько суеты, что у многих возникает желание спрятаться, уединиться...

«... хороший дом держится на уважении к дому каждого, кто в нём находится»

Тоже очень актуальные слова и про малый дом и про большой дом–страну, планету. Нет уважения, и дом будет раскачивать и потряхивать.

«... от случайностей многое зависит в нашей жизни, и всё же то, что зависит от случайностей, – не главное»

«Одиночество–чувство горькое, но иногда полезно в душу свою посмотреть,  а раз в себя смотришь–что-то ты там находишь»

«Но ведь каждый человек, если ему посмотреть в глаза, это целый мир»

«Жизнь у меня какая-то быстрая получилась...»

Когда думаешь о талантливых людях, которые ушли рано из жизни, обязательно приходит грусть и сожаление о том, что мы наверняка недополучили много ярких талантливых работ, в каком бы виде творчества не работал этот талантливый человек...

12 комментариев:

  1. Евгений Леонов - один из любимых актёров. Талантливый, добрый, мудрый и такой домашний!
    Спасибо, Надежда Владимировна, за отзыв о книге. Я бы тоже с удовольствием прочитала книгу: сколько мудрости в простых словах! Сколько советов сыну!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Под Вашими словами, я думаю, подпишутся многие. Чтение было не для развлечения, конечно, а для души и ума, хотя, кто сказал, что такого удовольствия не может быть.

      Удалить
  2. Знаю, что есть такая книга. Помню, что очень хотела ее прочесть. Но если сразу в руки не попала - забывается! Спасибо, Надежда Владимировна, что написали о ней. я в последнее время как-то всё такого жанра книги с удовольствием читаю.
    А Е.Леонов -это, без сомнения, мой любимый актер)
    Начиная с Пуха)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана, кстати, пишите и мне просто по имени))
      В этой серии есть ещё книги, думаю, что ещё что-нибудь почитать.
      А Пух–это наше детство, это теперь любовь навеки))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я тоже слышала о книге, но читать пока не пришлось, увижу - куплю или возьму в библиотеке. Как хорошо, что она войдёт в список "Книги месяца". И сразу вспомнила "Письма к сыну" В. Сухомлинского. Недавно перечитывала - из домашнего шкафа https://bibl-140.blogspot.com/2020/05/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Книгу Сухомлинского я тоже заносила в планы, но когда доберусь? Необъятное море для чтения, читательские акции и марафоны помогают выбирать книги правильно.
      Спасибо!

      Удалить
  4. Удивительный актёр. Глаза добрые и у сына такие же.
    P.S. Только все-таки 26-й)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глаза действительно удивительные. И голос))
      P.S. Спасибо! Исправила))

      Удалить
  5. Надежда, выдержки из книги зацепили. Надо будет обязательно прочитать всю книгу. Спасибо за отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена. Да, хорошие слова хорошего человека. В книге очень много о театре, о кино, о профессии, но и много о жизни вообще.

      Удалить
  6. Я люблю читать мемуары, Надежда Владимировна! Если не читали Георгия Данелия "Кот ушел, а улыбка осталась" и "Безбилетный пассажир" - рекомендую.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я полюбила)) Не читала, занесу в список, спасибо большое!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".