Вот уж не думала, что буду читать очерк Макаренко на закате педагогического пути, но вот случилось. Чтение сие не развлекательного толку, а скорее информационного характера, возможно, интересное для педагогических работников, но скорее оно будет интересно как экскурс в историю, а не как практическое руководство к действию, т.к. исторический фон, ментальность людей, взгляды и отношение к педагогике, конечно, изменились.
Мне читалось трудновато, стиль написания достаточно сухой, но объём небольшой. Макаренко рассказывает о том, как зародилась, как функционировала колония имени Дзержинского, где жили и работали беспризорные подростки. Правда, в отличие от некоторых других подобных заведений, дзержинцы на беспризорников не походили никак. Колония была организована группой чекистов, которые искренне верили в успех, помогали детям, часто их навещали, были своими людьми, а не официальной верхушкой.
Все члены колонии были на удивление увлечены правилами, идеями, традициями. Конечно, было всякое, но это в большинстве случаев были мелочи, будничные неурядицы. Макаренко рассказывает, как ему удалось сплотить ребят в единый организм, как и почему работало самоуправление, самоорганизация и практически самообеспечение колонии самими ребятами.
Глядя на жизнь дзержинцев взглядом современника, некоторые вещи, конечно, выглядят удивительно, странно, непривычно. На мой взгляд, организация и функционирование мастерских - это удивительный, достойный подражания пример. Дети не просто что-то мастерили, они зарабатывали деньги, делали полезное дело. А некомфортно, например, что каждый шаг коммунара был под присмотром, строго регламентирован, например, в спальню можно зайти только с письменным разрешением дежурного. За каждое отклонение от регламента назначались разборки на совете. Это тот случай, когда общественное важнее личного, а мне такой взгляд не очень нравится. Да, должны быть правила, но в жизни человека должно быть и свободное время, и место желаниям, и возможность побыть одному.
А.С. Макаренко, создал маленькую страну самоуправления в рамках колонии имени Ф. Дзержинского, все члены которой дышали духом советского времени. Если эта тема вам интересна, то стоит познакомиться с этим очерком.
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Об этом очерке знала, но не читала. А вот "Педагогическую поэму" Макаренко читала, правда давно, понравилась. Спасибо за отзыв!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна! А я, честно говоря, так давно её читала, что уже не помню впечатления.
УдалитьНадежда, Макаренко "Педагогическую поэму" читала давно. В январе дочитала трилогию Ф. Вигдоровой про детский дом, которым руководил воспитанник Макаренко. Я много думаю о том, как в закрытых заведениях воспитываются дети: суворовцы, кадеты, нахимовцы. И мне кажется, что дисциплина обязана быть во главе. Это и организация, это и формирование навыков и привычек полезных, это и умение быть в команде. Да, не всем нужна дисциплина. Не всем нужен контроль. Не всех туда и отправляют. И многое зависит от руководителей. Но у Макаренко ведь получилось. Значит, система жизнеспособная..
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия. Книги Вигдоровой есть, скачивала в электронном варианте, но никак не доберусь, очень уж большой план чтения. Я не оспариваю наличие дисциплины, даже соглашаюсь, что без неё никак, ведь детским коллективам нужны и традиции, и правила, и режим - это неоспоримо. Но я, отталкиваясь от потребностей собственной натуры, думаю, что наверняка были среди детей и интроверты, и "тихони", и "ботаники", и творческие личности, которым тяжело в таком режиме. Наверное, быть членом такой колонии всё же лучше, чем быть беспризорником, но колоний было много, а Макаренко один.
УдалитьНадежда, Болшевская трудовая коммуна находилась как раз в нашем городе. Считаю, что это педагогический подвиг Макаренко - превратить беспризорников в коммерсантов, заинтересовать их в другом образе жизни, заставить уважать и соблюдать правила и закон. И сделать из преступников преуспевающих граждан страны. Жаль, что коммуна распалась. Очень было бы интересно прочесть этот очерк.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Да, несомненно, сделать из беспризорников такую организацию - подвиг. Тут с классом не всегда просто, а уж с беспризорниками, да в таком количестве, несомненно нелегко.
УдалитьЯ читала только "Педагогическую поэму" у Макаренко.
ОтветитьУдалитьЯ тоже читала, но очень-очень давно, уже и смутно помню.
УдалитьНадежда, какой у вас стал уютный блог. Не удивлюсь, если в следующий мой заход прочитаю бегущей строкой "садитесь удобненько, сейчас вам чайку заварю")))
ОтветитьУдалитьНе читала книгу, но мне интересно, на каком моменте она заканчивается? Есть ли хоть намёк о том, что с воспитанниками стало дальше... Хотя, это же не роман, а по сути хроника событий. Вряд ли Макаренко мог предвидеть их судьбу.
Гала, и мне нравится) Всё рабочее ушло, всё убрала (даже не хочу думать и анализировать и дискутировать о правильности или ошибочности такого решения, так захотела), теперь тут тихая уютная территория, без лишней суеты, тихо, малолюдно. Я даже иногда просто открываю страничку, чтобы полюбоваться, как-то действительно уютно получилось. Про чай мысль хорошая, хотя в рамках блога, к сожалению, пока не реализуемая)) А жаль.
ОтветитьУдалитьДорогая Надежда, вот сегодня решила посетить знакомые блоги, блоги которые мне нравится читать.
ОтветитьУдалитьСпасибо Вам большое, мне просто необходимо бывать на таких территориях , где тихо, уютно, читают книги...как найти эту статью? Необязательно сейчас. Как-то решусь на прочтение...
Здравствуйте, дорогая Ирина Ивановна! Спасибо, мне очень приятно, что Вам нравится бывать в гостях у меня в блоге. Все отзывы можно найти на специальной страничке. Если посмотреть на левую колонку в блоге, там есть картинка с книгами и называется "Моя библиотека". Жмите на картинку и увидите список ссылок на все отзывы. Выбирайте, читайте, когда будет необходимость)
УдалитьСпасибо, важная подсказка)
Удалить🌹🌹🌹☺
Удалить