Сегодня я закончила читать повесть Альберта Анатольевича Лиханова «Благие намерения», которая была написана им в 1982. Чуть позже, в 1984г, по этой повести был снят фильм. Книга в первую очередь предназначена для педагогов: учителей, воспитателей.
По сюжету молодая выпускница педагогического института Надежда наперекор матери, которая была человеком трудного характера, подавляющая членов семьи, уезжает в северный городок по распределению. Места на должность по профессии, а училась она на педагога-словесника, не было, и директор интерната, где она должна была работать, даёт ей место воспитателя. Она становится классной мамой сирот-первоклассников.
По сюжету молодая выпускница педагогического института Надежда наперекор матери, которая была человеком трудного характера, подавляющая членов семьи, уезжает в северный городок по распределению. Места на должность по профессии, а училась она на педагога-словесника, не было, и директор интерната, где она должна была работать, даёт ей место воспитателя. Она становится классной мамой сирот-первоклассников.
С энтузиазмом молодого специалиста и самоотверженной ответственной девушки она бросается в работу с головой. Она, имеющая любовь и заботу матери, не может спокойно работать, понимая, что у этих малышей нет родных людей, нет той любви и заботы, которая очень нужна в этом возрасте, нет близких друзей. Она придумывает опубликовать в местной газете рассказ об этих детях и привлечь жителей города, которые могут брать их на выходные в гости.
Но, как говорил директор интерната Аполлоша, педагогика–наука не точная. С людьми очень трудно что-то просчитать и не сделать ошибки. Так и было. Конечно, были не только неприятные моменты и разочарования, были и радости–некоторых детей даже усыновили. Но Надежда, видимо, была максималистом и перфекционистом, ей нужен был только идеальный вариант, она очень мучилась и расстраивалась из-за ошибок, ведь это не математические ошибки, это боль для детских душ. Она много думала, анализировала, очень строго судила свои решения и действия.
В той ситуации, в которой оказалась Надежда, она принимает очень кардинальные решения, на мой взгляд, она отказалась от своего личного женского счастья, погрузилась полностью в судьбы детей-сирот, пока не дошла с ними до выпуска, да то, не известно, как поступит дальше. Выносить какой-либо вердикт по поводу её решения невозможно, каждый сам строит свою судьбу.
Я тоже давно заметила, что хороший учитель–одинокий учитель, при условии, что он на своём месте. Наша профессия, к сожалению, действительно отнимает много физических и моральных сил. Если учитель человек семейный, то отдаваться профессии и семье в равной степени очень трудно, всё равно где-то недодашь. Но у героини в сердце были дети-сироты, а это очень весомая причина, на её месте многие чувствительные и отзывчивые люди могут, я думаю, принять такое решение.
Интересно, выбрала бы я профессию педагога, если бы прочитала эту книгу в юности?
Здравствуйте, Надежда Владимировна!
ОтветитьУдалитьЭту повесть прочитала и я в прошлом году. И так же, как и Вы, задалась вопросом: "Стала бы я учителем, если бы прочитала повесть, когда училась в университете?" Скорее всего, нет.
Слишком много ДОЛЖЕН всем учитель. Сама же героиня, увы, остается у разбитого корыта. Не должен быть долг учителя быть таким!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьДа, почему-то профессии учителя и врача, которые тесно связаны с людьми, априори идут с долгами в придачу. Мы всегда должны, а проходит время и видишь, что учителя ушедшие из школы, как выжатые тюбики с краской. Учителя, ушедшего из школы, уже на следующий учебный год никто и не вспоминает, сколько я уже это наблюдала. Образовательная машина работает, а про использованный винтик никто и не помнит, кому он нужен. Поэтому, делайте выводы, как говорится, а выбрав, не жалуйтесь.
Совершенно согласна, Ольга Николаевна! И про винтик, и про образовательную машину, и про "не жалуйтесь". Поэтому стараюсь ценить своих близких, хотя это и трудно - уделять им столько времени, сколько они заслуживают, с нашей-то работой. Книгу не читала, но, если честно, после Вашего отзыва, и не захотела. Слишком хороший и точный отзыв получился :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Стараемся выдерживать золотую середину, хотя работа тот ещё эгоист, тянет на себя время и внимание только так.
УдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна! Про книгу слышала, но сама не читала. Трудно быть таким учителем, как героиня книги Надежда. И не всегда судьба вознаграждает педагога за свой самоотверженный труд. Так хочется, чтобы повысился статус педагога в обществе. Спасибо за искренний отзыв!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Витальевна! Работать в состоянии ожидания награды, это значит, всё время быть в состоянии обиды, мне кажется. Тут либо уж как героиня книги погрузиться в работу, отказавшись от всего иного, либо просто честно работать и ничего не ждать, но не умирать на работе, а соблюдать рамки. Ну, хотя бы пытаться))
УдалитьИ Вам спасибо!
Здравствуйте, Надежда Владимировна! Книгу читала, но очень давно. Хочется еще раз прочитать. Вы так интересно пишите отзывы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Я не часто, но тоже иногда перечитываю книги.
УдалитьСпасибо за мнение о моих отзывах. Очень приятно!