04 ноября 2021

Зелёный шатёр. Людмила Улицкая

Нечасто
 приходится перечитывать книги, ведь их море, а время так быстро летит, что хочется успеть прочитать больше новых и разных. Но бывают исключения. Потянулась рука к книге Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр», которую я приобрела 10 лет назад, примерно тогда её и прочитала. 

Перечитала с удовольствием и не пожалела, а даже порадовалась, что, повзрослев на 10 лет, восприняла книгу по-другому: глубже, шире, чётче увидела мысли и образы, пронзительнее прозвучали фразы, путь до сердца и ума  авторские мысли прошли как по маслу, а многие мои мысли нашли в книге своё отражение. Да, такие книги полезно перечитывать.

Роман «Зелёный шатёр» в 587 страниц очень многослойный, многогранный, многоцветный. Роман радует языком, темой, балансом диалогов и монологов. Динамичность сюжета и глубина мысли, с одной стороны, позволяют плыть по течению и не засасывает болотом монотонности , с другой стороны, дают оглядеться, сделать передышку и задуматься. А ещё можно прогуляться по Москве, вспомнить, что хорошее и плохое во все времена ходит рядом, что человек живёт верой, надеждой, любовью.

Этот роман через художественное повествование окунёт читателя в жизнь в период  60-80-х годов. На мой взгляд, в любой эпохе есть разные грани, но было много в тот период гнетущего, когда быть собой опасно, невозможно, трудно быть собой даже в независящих от тебя категориях, таких как национальность, социальное положение. Вы вспомните, что была запрещённая литератур, опасные дружеские и семейные связи, слежка, гонения евреев и татар, шпионаж, допросы, обыски, лагеря.

В романе много второстепенных персонажей и несколько основных, например, «Трианон» – компания, состоящая из Сани, Ильи и Михи. Эти ребята очень разные внешне, разные с социальной точки зрения, идущие в будущем разными дорогами, но необъяснимая сила дружбы свела их, соединила на веки и не отпускала далеко друг от друга. Они принимали друг друга безоговорочно со всеми различиями и расхождениями во взглядах, постоянно участвовали в жизни друг друга. Их идейное объединение началось с литературного кружка «Люрсы» (любители русской словесности), на котором они вместе с очень увлечённым учителем путешествовали по литературным местам города, заглядывали в малоизвестную историю прошлых дней, спорили и учились понимать литературу, впитывали музыку и душу поэзии.

А в самом начале книги, которая начинается со дня смерти Сталина, мы знакомимся с тремя девочками, которые тоже будут дружить, у которых очень разная судьба, и жизнь которых явно или неявно будет соприкасаться или крепко соединяться с ребятами из «Трианона». Дружба девочек, как у многих, с возрастом переходит в периодическое, пунктирное общение, то ярко, то размыто рисуя картину общения. 

Некоторых персонажей Улицкая прорисовывает очень объёмно, во всех подробностях, читатель долгое время общается не только с персонажем, но и с его окружением, заглядывает в прошлое. Автор в этой книге постоянно перебрасывает читателя из прошлого в настоящее: вот персонаж умер, а вот он опять жив, вот он ребёнок, а вот уже сам отец и растит своего ребёнка. Не все читатели любят такие качели да ещё в густонаселённом романе: людских судеб и характеров тут огромное количество.

В романе много известных людей из мира литературы и музыки. Некоторые только упоминаются, а некоторые участвуют в романе на второстепенных ролях. Я читала книгу с чувством, с толком, не торопясь, и получила большое удовольствие от текста и от мыслей, которые рождались во время чтения. И вот совсем немного цитат, которые отозвались и дали почву для размышления:

«Может, мир спасет красота, или истина, или еще какая-нибудь прекрасная хрень, но страх все равно всего сильней, страх все погубит – все зародыши красоты, ростки прекрасного, мудрого, вечного…»

«Не утешайтесь неправотою времени. Его нравственная неправота не делает еще нас правыми, его бесчеловечности недостаточно, чтобы, не соглашаясь с ним, тем уже и быть человеком» (Пастернак). 

«Несмышленые малыши, человеческие личинки, они потребляют всякую пищу, какую ни кинь, сосут, жуют, глотают все подряд впечатления, а потом окукливаются, и внутри куколки все складывается в нужном порядке, выстраивается необходимым образом - рефлексы отработаны, навыки воспитаны, первичные представления о мире усвоены. Но сколько куколок погибает, не достигнув своей фазы, так и не треснув по шву, не выпустив из себя бабочку. Анима, анима, душенька... Цветная, летающая, короткоживущая - и прекрасная. А какое множество так и остается личинками и живет до самой смерти, не догадываясь, что взрослость так и не пришла».

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Да, книга замечательная.
    http://irinakun.blogspot.com/2021/02/blog-post_14.html#more

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Прочитала Ваш отзыв. Всё-таки моё моё впечатление более безоговорочно приятное, чем у Вас)) Вы нашли места для критики, я восприняла более лояльно. Это отлично, так мнение получается более объёмное, реальное.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Отличную книгу можно и перечитать! Спасибо, что напомнили о "Зелёном шатре". Читала несколько лет назад. Понравилась книга. Интересно было прочитать Ваш отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      И я перечитала с удовольствием)) Не пожалела.

      Удалить
  3. О, я тоже с превеликим удовольствием читала "Зелёный шатер", вот с такой же зелёной обложкой)
    Всё, что читала у этого автора, нравится. Слышала от многих, что трудно читать некоторые её произведения( "Казус Кукоцкого", например). Но мне так нравится язык Улицкой, что я с удовольствием перечитываю многое, в том числе и "трудное")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана!
      Имя Устиновой на слуху, а я вот только "Зелёный шатёр" и прочитала два раза. Надо бы для полноты ощущений ещё познакомиться с чем-нибудь. Что-то может посоветуете?

      Удалить
    2. У Улицкой, если не читали, то рекомендую "Даниэль Штайн, переводчик" (https://olgagolubeva.blogspot.com/2018/06/blog-post.html), "Казус Кукоцкого" (прочитала, но вот отзыв так и не смогла написать).
      Сама буду читать обязательно роман "Лестница Якова".

      Удалить
    3. Сколько же книг цепочкой тянется за одной понравившейся ))

      Удалить
    4. "Даниэль Штайн" - не смогла вчитаться.
      Казус Кукоцкого - великолепно! И фильм тоже.
      Шатёр тоже читала, но, честно, подзабыла сюжет. зато помню классическое удовольствие о процесса чтения хорошей литературы)

      Удалить
    5. Ирина, да, я тоже получала удовольствие от текста. Читала медленно и с выражением)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Вы перечитывали этот роман? Это подвиг!
    "Зелёный шатёр" мне тоже очень понравился, но перечитывать пока... очередь большая ))
    Да, роман очень многослойный, как Вы пишете. И Улицкая в то же время очень непроста.
    Когда читала "Зелёный шатёр", ловила себя на мысли: как автор ненавидит всё советское. А мне это не нравится. Я не идеализирую СССР, но и не могу отрицательно только смотреть на историю государства.
    Советую ещё "О теле души" Улицкой почитать. Изумительный сборник рассказов.
    С Вашей скоростью Вы его за вечер прочитаете.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      С удовольствием перечитала, с приятным осознанием того, что вот теперь он понят правильно, он мне сейчас больше пришёлся ко двору, потому что доросла)
      Я написала в отзыве, что во все времена есть свои плюсы и минусы, я вот 90-е вспоминаю с теплотой, а другие их ругают, но я в это время была юной девушкой, у меня было всё, что нужно простому человеку для счастья, мой мир удивительным образом не пересекался с миром черноты того времени. Улицкая показала нам тёмную сторону того периода, но ведь и светлого там много, это тоже видно. Я думаю, что тут именно цель такая была.
      К вашей рекомендации прислушаюсь. Скорость такая, потому что позволяю себе много читать, важных дел мало пока, а неважные подождут.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Мое знакомство с творчеством Улицкой состоялось при прочтении романа "Искренне ваш Шурик" (в журнальном варианте, печатался в "Нашем современнике"). В то время роман понравился, но не перечитывала, поэтому не могу сказать сейчас насколько он интересен. А вот "Зеленый шатер" не читала

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Геннадьевна!
      Я уже запланировала себе познакомиться с творчеством Устиновой получше, в том числе и про Шурика. Правда, когда именно доберусь, сказать сложно)

      Удалить
  6. Я читала этот роман в прошлом учебном году в рамках марафона п теме "Цветные снятся сны". Я не скажу, что он мне понравился. Сложный, но и время, которое описывает Улицкая, было трудное.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! А мне вот понравился, хотя не всегда такие масштабные романы легко воспринимать, но вот это прочла с удовольствием.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".