13 августа 2020

Взгляд кролика. Кэндзиро Хайтани

Интересно, как автор выбирает название для книги? Я думаю, это сложно. Надо, наверное, чтобы название было ёмкое, образное, отражало задумку автора, суть произведения, было яркое, запоминающееся, притягивающее внимание. 

Согласитесь, что нечасто в названии книги фигурирует слово «кролик». Какое-то оно наивное, простенькое, маленькое, детское, оно как-то несолидно для названия книги. Я, кроме тех книг, которые прочитала, не могу сразу вспомнить произведения, где упоминается кролик. А прочитала я и написала отзыв о двух книгах с этим словом: «Как Гитлер украл розового кролика» Джудит Кер и «Когда бог был кроликом» Сары Уинман. В обоих случаях кролик имел место быть. И хоть названия книги не передают буквально события книги, но кролики там были. В первой книге был кролик игрушечный, а во второй–настоящий.

Я прочитала ещё одну книгу, в названии которой упоминается этот милый зверёк–«Взгляд кролика». Это роман японского писателя Кэндзиро Хайтани. В книге нет ни одного кролика, но его упоминание связано с пословицей: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

Я бы сказала, что это книга в основном о профессии учителя, но не только, ведь умение видеть не только то, что видят глаза, а заглядывать внутрь должен уметь каждый человек, живущий среди людей, уметь встать на позицию оппонента, на позицию другого человека и посмотреть на ситуацию его глазами, уметь понять.

По сюжету молодая учительница Фуми Котани начинает работать, ей дают первоклассников в школе, которая находится в промышленном районе города Осака. В этом районе находится мусоросжигающий завод, который давно обещают перенести, который работает по старым технологиям, мусор сжигается в огромных печах, на территории огромная свалка из отходов, в результате в этом районе очень плохая экология. На заводе работают контрактники и живут они прямо на территории завода в небольших домах, а дети посещают ту самую школу, в которой работает главная героиня Фуми Котани.

У неё в классе учится один такой мальчик с территории завода, его зовут Тэцудзо, он замкнутый, молчаливый, недружелюбный, в случае сильной обиды бросается на обидчика и может впиться зубами или расцарапать ногтями. Так было несколько раз и не только с учениками, но и с учителями. Он практически ничего не делал на уроке, не мог писать, читать, не говорил. У мальчика было одно увлечение–мухи. Он их содержал, как домашних питомцев. 

К детям с завода и одноклассники и учителя относились часто нетерпимо, т.к. они не отличались чистоплотностью, жили бедно, учились часто очень слабо. Только 4 учителя, включая Фуми Котани, относились к проблемам детей и их семей неравнодушно. 

Молодая учительница с энтузиазмом начинает преодолевать все трудности профессии, с желанием и упорством решает проблемы, старается достучаться до каждого ребёнка, понять их трудности даже в ущерб себе, своему личному времени, своей молодой  семье. Ей удаётся в итоге достучаться до трудного ребёнка, стать его другом, подружиться с семьями заводских работников, найти поддержку у родителей всего класса, помочь им с проблемой переселения, она даже умудряется провести смелый педагогический эксперимент, взяв в класс девочку с ограниченными возможностями здоровья, но...

Если бы я читала эту книгу будучи студенткой или на заре своей педагогической деятельности, думаю, она бы меня вдохновила: трудности преодолеваются, дети и родители откликаются, учатся лучше, становятся добрее, добродушнее, ответственнее, сознательнее, в отношениях наступает любовь и взаимопонимание... Я не циник, но история не про нашу жизнь, как мне кажется. Очень интересная история, книга понравилась, читала легко и с удовольствием, но опыт работы и жизни говорит, что так получается только в книжках. Быть может, если мы все будем читать такие книги, тогда это станет нашей реальностью? Хорошо бы))

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Я бы назвала такие книги (и фильмы) педагогической фантастикой.
    Да, здорово прочитать, где всё всем удаётся, где трудности есть, но они преодолеваются (порой даже ценой жизни), но наступает непременный хеппиэнд...
    И как хочется читать такие книги.
    С трудностями, неприятностями, несуразицами... но чтобы всё это заканчивалось.
    Взяла книгу на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я бы даже сказала, что это педагогическая сказка: герой-учитель преодолел все трудности, получил заслуженную награду, все счастливы, справедливость восторжествовала. Ну и пусть нереально, но от этого мы не перестаём любить сказки, они учат добру. Вот и эта книга показывает добрую реальность, правильный ход событий.
      Книгу читала, повторюсь, с большим удовольствием!

      Удалить
    2. Да, и это прекрасно!
      Скахки тоже нужны людям, они добавляют капельку оптимизма и делают нас чуточку добрее.
      Я так поняла, Вы в этом году тоже поддерживаете акцию "На море ни ногой"?
      То есть. на море не поехали?
      Или всё-таки планируете отправиться на побережье на отдых?

      Удалить
    3. Ох, Ирина Валерьевна)) я постоянный участник этой акции, очень редко её пропускаю)) С 17 числа уже на работу, так что никаких вариантов. Много средств на обследования и латание организма ушло, а ещё у меня умер компьютер совсем, он был очень старенький, а ДО его добило, так что на новый пришлось раскошелиться. Теперь надо опять зарабатывать, в копилочку складывать, а уж следующим летом посмотрим, может и встретимся с морем.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    "Взгляд кролика" прочитала лет 10 назад. Сейчас поставила в свой список хотелок в режим "перечитать". Купила книгу в Москве, сразу же её и прочитала.
    Мне она не показалась чем-то утопическим что ли... Может, если прочитаю сейчас, будут такие же мысли, как у Вас?
    А мне очень нравится, что мы путешествуем с книгами не только по Америке и Европе, но и по Азии.
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Эту книгу начала читать, увидев её в списке Ваших книжных планов на чтение с пометкой "перечитать". Не просто же так Вы решили её перечитать, значит книга хорошая, подумала я и сразу взялась за чтение.
      Спасибо Вам за эту рекомендацию в частности и за новый вектор чтения, а именно открытие подростковой и юношеской литературы. Очень много хороших книг, оказывается, в этой категории. Да я бы их назвала книгами вне возраста, такие читать и перечитывать надо всем.

      Удалить
  3. Обожаю эту книгу! Всенепременно советую родителям! Я ее давно читала, но помню, что проглотила не отрываясь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за Вашу рекомендацию и эмоции о книге. Думаю, это поможет всем, кто прочитает отзыв, сделать однозначный выбор в сторону знакомства с книгой!

      Удалить
  4. Спасибо, Надежда Владимировна! Книга, действительно, очень интересная. И необычное название.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Не пропустите возможность прочитать интересную книгу.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".