28 марта 2020

Письма к друзьям. Винсент Ван Гог

Здравствуйте.
Сегодня о книге. Начну издалека. 
Когда-то я читала книгу Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», читала 2 раза и была под приятным впечатлением. Захотелось узнать побольше о главном герое книги, а им является художник Ван Гог, поэтому я приобрела книгу самого Ван Гога «Письма к друзьям» и запланировала покупку книги «Письма к брату Тео».

Ван Гог при жизни был не признан, не понят, можно даже сказать отвергнут своими коллегами по искусству, жил и работал достаточно обособлено. Его очень поддерживал брат Тео и пара постоянных друзей. Он жил в постоянной нужде, постоянно слышал критику в свою сторону, но категорически не хотел сходить с пути своего видения и подачи реальности через искусство, как он это чувствовал.

Как я поняла, Ван Гог был одним из немногих художников, кто оставил после себя не только наброски, картины, но и много дневников и писем, которые являются литературным достоянием. Читая книгу, которая является сборником писем Винсента к своим друзьям-коллегам, удивляешься, что это не художественное произведение, а реальное письмо. Так давно никто не говорит, не пишет, не рассуждает. Эти письма практически, как текст из учебника для будущих художников. Он постоянно обсуждает техники письма картин, построения композиции, плюсы и минусы творчества огромного количества художников, книги писателей. Т.е. он был очень начитан, был в курсе современных художников и классиков, он регулярно покупал книги, посещал выставки, оперировал понятиями, имел своё мнение, своё видение.

Например, он очень критически относился к обучению в академии, считая, что там нельзя научиться рисовать настоящую жизнь. Сам он много рисовал простых людей за бытовыми занятиями, что отчасти и являлось причиной неконкурентности и невостребованности его работ. Он ратовал не за реализм и точность в передаче окружающих предметов, а за экспрессию, идею, настроение и эмоции, он считает это важнее техники. Ван Гог пишет: «Постараемся овладеть тайнами техники, чтобы люди были обмануты ею и клялись всем святым, что у нас нет никакой техники. Пусть работа наша будет такой учёной, чтобы она казалась наивной и не отдавала нарочитой искусностью». Он понимает, что работая таким образом, он всегда будет жить в бедности, но это его не останавливает. Он говорит: «С меня довольно возможности писать то, что я чувствую, и чувствовать то, что пишу».

Житейских рассуждений в книге очень мало, а именно этого я ждала от книги. Это стало для меня большой сложностью при чтении. Как я уже писала выше, возникает ощущение, что читаешь учебную литературу по искусству, т.к. рассуждения Ван Гога в письмах очень узконаправленные, всё о работе, о картинах. По этой причине книга стала для меня разочарованием, я не смогла её дочитать до конца, а книга небольшая. Не потому, что она плоха, тут мне трудно судить, а потому, что она не соответствовала моим ожиданиям, тема книги очень специфическая. А ведь в аннотации сказано, что письмами Ван Гога зачитывались многие поколения. Я не рекомендую эту книгу широкому кругу читателей, она будет интересна, на мой взгляд, людям, интересующимся живописью. По этой же причине отказалась от приобретения книги «Письма к брату Тео».

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! О Ван Гоге я не читала. Спасибо за ваш отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Эту книгу, как Вы поняли, не рекомендую для всех, а вот книгу "Жажда жизни" очень советую.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! "Письма к друзьям" и "Жажду жизни" пока не читала (вторую буду обязательно!). Но вот "Письма к брату Тео" произвели на меня большое впечатление. Наверняка там есть переклички с "Письмами к друзьям", но в письмах к брату, по-моему, как раз выдержан разумный баланс: через эти письма мы приоткрываем и "творческую кухню" художника, но вместе с тем в ней есть житейские рассуждения, жизненные обстоятельства и факты. Там много такого, что дает пищу для размышлений. После нее я захотела прочитать "Жажду жизни", чтобы узнать о Ван Гоге больше. До чтения "Писем" не могла назвать себя поклонницей его творчества, но благодаря им кое-что поняла и стала смотреть на его картины другими глазами. Попробуйте ее почитать. Конечно, я немного опасаюсь советовать Вам купить ее, поскольку восприятие у всех нас разное, но, может быть, взять в библиотеке или, если есть, найти в сети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния. Ван Гог интересная личность, читать про него интересно, буду искать книгу "Письма к брату Тео" в библиотеке)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна!Я не люблю эпистолярный жанр в литературе. А вот "Жажду жизни", думаю прочитаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна. Однозначного вердикта этому жанру не вынесу, думаю, тут зависит от темы. Если я не разбираюсь в нюансах живописи, как художники, то и читать мне было очень трудно эту книгу. Но кто знает, может быть размышления на другие темы мне бы понравились, Ван Гог пишет очень образно.

      Удалить
  4. Как говорите Вы сами, Надежда Владимировна, книги-разочарования должны быть.
    Эпистолярный жанр специфический, для узкого круга читателей.
    У меня эта книга есть. Подарок от Людмилы Фёдоровны Кишкуновой. В планах почитать её есть.
    И ещё - "Жажду жизни".
    Спасибо за отзыв! Хоть и разочарование)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Я побаивалась называть книгу разочарованием, но более точного слова не подобрала. Надо понимать, что, например, книги Ч.Буковского, где просто пошлость–это самое что ни на есть разочарование, а вот тут просто несовпадение моих читательских возможностей и предложенного материала. Не моя тема, не мой уровень понимания, не моя область знаний и интересов.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Ван Гог - один из самых ярких примеров того, как время всё расставляет по своим местам. Есть книга французского писателя, историка искусства Анри Перрюшо "Ван Гог". Открыла я для себя этого автора в студенческие годы, когда мне в руки случайно попала книга "Жизнь Тулуз-Лотрека". Меня поразило, как живо и увлекательно может быть написана биография. Оказалось, что у Перрюшо есть целая серия книг про художников: Мане, Сезанн, Ренуар... И вот Ван Гог. Мир уникального, очень непростого и очень одинокого человека. Чтение для души и ума.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, Спасибо за рекомендацию, прислушаюсь. Повторюсь, что личность Ван Гога мне интересна, книгу "Жажда жизни" читала два раза с удовольствием. Поищу книгу Анри Перрюшо.

      Удалить
  6. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Приобрела и "Письма к брату Тео" и "Письма к друзьям" после прочтения "Жажды жизни" Стоуна. Пока "Письма к брату Тео" стоят на полочке, планирую прочитать в этом году.
    Мне эти письма помогли утвердить впечатления о Ван Гоге: : начитанный, образованный, настоящий друг и трудовой товарищ, справедливый критик, романтик, философ.
    Помню, что было сложно читать - без ответных писем полной картинки не складывается. Но в целом, мне понравился этот сборник писем.
    О своих впечатлениях я подробнее рассказала здесь

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елизавета.
      Точно такие выводы о Ван Гоге сделала и я)) Читать сложно, это точно. Возможно, трудный период на работе и со здоровьем не позволил мне настойчиво дочитать книгу, но "Письма к брату Тео" решила поискать всё же в библиотеке.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".