13 февраля 2020

Пищеблок. Алексей Иванов


Хорошая штука читательские проекты, марафоны, акции, например, читательский марафон О.Н. Голубевой «Отличная книга»  или  проект «Книга месяца» Л.Ф. Кишкуновой. Они открывают новые книги, мотивируют на чтение, дают повод пообщаться и возможность высказаться. Люди, читайте больше и приходите к нам в читательские проекты!  А как полезно писать отзывы! Для себя и для людей полезно.

Хорошая штука библиотеки! В библиотеке я была последний раз в юности, когда училась в педагогическом училище, ведь интернета не было, всю информацию добывали своими ножками-ручками-глазками из книг. А тут в целях экономии финансов, дай, думаю, пойду! И очень рада, что опять вернулась к этому источнику книг. Люди, ходите в библиотеки!

В рамках читательского марафона «Отличная книга» по рекомендации Ирины Валерьевны Куничкиной и после её отзыва захотелось познакомиться с книгой Алексея Иванова «Пищеблок», ведь история происходила во времена моего детства, а всё что из детства, как известно, чаще всего очень радостное и светлое. Да к тому же события этой истории происходят в Самарской области в пионерском лагере «Буревестник», т.е. в той области, где я и живу, правда, ближе к Самаре, по-старому город Куйбышев. 

События книги практически мои ровесники, всё происходит в год Олимпиады 1980, мне уже было 7 лет. Я тоже была в это лето в лагере, правда, была тогда ещё мелкой первоклашкой, послушной девочкой с хвостиками, очень домашней девочкой, которая не любила ездить в лагерь. Но никакие детские игры, забавы, страшилки и развлечения не прошли мимо меня. Поэтому, всё что описано в книге очень отзывается, переносит в детство, возрождает в памяти приятные и неприятные моменты того времени. 

События в книге происходят, как я уже сказала, в пионерском лагере «Буревестник», который наполнен всеми полагающимися атрибутами: линейки, поднятие знамени, речёвки, кружки и секции, стенгазеты и поручения, но всё это уже такое формальное, никому не нужное. Ну, почти никому... Идёт работа и жизнь молодых вожатых, наблюдая за которыми, уже можно предположить, кто какой будет в жизни. Они работают и отрабатывают, влюбляются и дружат.

Лагерь наполнен обычной ребячьей жизнью: страшные истории, соперничество, дружба, детские фразочки, подколы и шутки, причём такие откровенные и живые, в смысле без цензуры, которую можно было бы ожидать от книги, написанной как бы в советское время. Сначала мне было как-то неуютно читать, а потом втянулась и читала с удовольствием и даже переживала за персонажей, особенно, когда сюжет стал активно развиваться.

Читая роман, всё мне было понятно и ясно: тема пионерии, темя детских шалостей, тема жизни вожатых, но вот тема вампиров, больших и маленьких, которые проявляли себя ночью, а днём были обычными ребятами и взрослыми, никак не могла уложиться в моей голове. Я всё пыталась понять, зачем Алексей Иванов придумал такой ход. Может, чтобы осовременить историю? Но по мере чтения всё встало на свои места. Я хочу предложить вам некоторые выдержки из книги. Они не раскроют интриги сюжета, но дадут, как мне кажется, представление об идее, о задумке Алексея Иванова через приключенческую и даже фантастическую историю высказать свои мысли. Вот что пишет автор:

«Выбора нет–как в столовке при пищеблоке. Жри, что дают. Или совсем не жри...»

«... и никакое общее дело их не объединяет! Разве они воюют с каким-то врагом? Разве строят что-то полезное? Кому-то что-то важное доказывают? Сами за себя что-то решают? Они друг с другом ни о чём договориться не могут, а вместе умеют только нарушать правила, которые и придуманы-то не ими! ... Валерку охватило ... разочарование в людях вообще, потому что люди зачем-то нагромоздили в жизни правил и законов, по которым ты всегда виноват!»

«Отряд облегчённо загомонил. Возмездие оказалось необременительным. Совесть чиста, и никаких усилий ни от кого не требуется».

«Товарищеским судом он был приговорён к коллективу».

«Впрочем, многие другие люди тоже понимают добро не так, как Валерка. В этом и заключается сложность жизни».

«Лучший способ спрятаться–не привлекать ничьего внимания: стать как все, стать никем, не выделяться, подчиняться общепринятому порядку».

«Девочки догадывались, что Валерка врёт, но проще было поверить. На этом и строилась жизнь в пионерлагере».

«Но дело было не только в вампирах. Сами по себе они мало что значили. Дело было в том, что мир, такой привычный, понятный и родной, оказался ненастоящим. Не пионерлагерь, а пищеблок. Не мораль, а маскировка. Не символы государства, а магические обереги. Не история, а ложь. Настоящим являлось совсем иное!».

«Чудеса в этой стране маскируются под повседневность, и наука отрицает их, потому что иначе придётся усомниться в повседневности, которая не может подлежать сомнению. Это помогает вампиру пить кровь и убивать людей».

«Конечно, ... мы же общество, а не стадо, и потому должны жить по правилам. Однако есть вопрос: по каким? Не знаю, кто придумывал правила для нас, но в них почему-то слишком тесно даже хорошему человеку! И человек несчастлив, хотя ни в чём не виноват!».

«... вампиры–зло, и с этим никто не спорит, но правила, увы, никому не позволяют победить вампиров».

«Они, люди, сами виноваты. Они наплевали на тайну, скрытую в алых знамёнах и пятиконечных звёздах, в серпе и молоте. Людям эта тайна оказалась не нужна. А вампирам–нужна. Они не просто обманывали и не просто пили кровь; они извратили всю суть серпа и молота, всю суть флага и звезды. Но Валерке эта суть была очень дорога. Чем ещё дорожить-то? Олимпийскими рублями?».

Мне очень понравилось завершение истории. Есть тут место героизму, любви, дружбе, надежде. История закончена так правильно, в стиле книги, что и не идеально, как в сказке, но и не так плохо, как в каком-нибудь триллере. Книга заканчивается верой и надеждой!

Рекомендую к прочтению!

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Очень рада, что Вам кнга понравилась.
    Я сегодня была в книжном магазине... сколько же там интересного!
    И... как всё это дорого.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Понравилась! Спасибо за рекомендацию))
      А книжные магазины они такие)) Вот поэтому надо ходить в библиотеки хоть иногда.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я всегда стараюсь взять книгу в библиотеке для участия в марафоне. Но этой книги у нас нет в городской библиотеке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Жаль. Может быть есть другая библиотека, может быть у знакомых можно поспрашивать.
      А ещё у нас в городе есть люди, которые Вконтакте организовали группу по обмену книг для чтения. Т.е. они покупают, к примеру, по 1 книге и по кругу все её читают. В результате, купив одну книгу, каждый прочитал несколько. Но это не всем удобно, ведь для обмена надо ездить по городу, договариваться. Мне такой вариант не подошёл. Вот если бы организовать такое дело у тех, кто часто видится, общается, обмен был бы проще. Например, в рабочем коллективе.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! На меня эта книга тоже произвела хорошее впечатление. Еще перед ее прочтением подозревала, что Алексей Иванов не мог написать банальную "вампирскую" историю. И не ошиблась)) Пожалуй, тоже порекомендую к прочтению, но людям с тонкой душевной организацией следует поостеречься, поскольку атрибуты вампиризма) там присутствуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Книга достаточно живая, динамичная, много диалогов, так что читать легко. Согласна.
      А вот не читать чувствительным людям.... я бы не сказала так. Я себя тоже отношу к впечатлительным, но тут мне не было жутко, эта книга, как детский фильм по сюжету, так что я не боялась))) Да и чего-то страшного и противного не было, всё в меру, по-моему.
      Спасибо!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я буквально на днях видела "Пищеблок" в "Читай-городе", и теперь уверенность моя окрепла: надо читать, хоть с вампирами я и не дружу. Но здесь всё сложнее. Очень хорошо помню те противоречивые чувства, которые вызвал во мне когда-то роман "Географ глобус пропил" - с одной стороны, омерзение, которое вызывал Служкин и все его ученички, но с другой... " … палая листва плыла по канаве, как порванное в клочки письмо, в котором лето объясняло, почему оно убежало к другому полушарию." Так сплавить высокое и низкое может только талантливый автор. К тому же всё, что происходит в литературном пространстве по эту сторону Урала, вызывает особый интерес. Ну, и Олимпиада... Знаковая вещь, по ней опознаю тех, Кто Тогда Уже Был. Собственно олимпийских событий я не помню, но зато помню хорошо, как года через два после окончания Олимпиады получила в детском саду на физкультуре золотую картонную медаль с Мишкой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Не поверите, но когда писала отзыв, думала, что хорошо бы вам порекомендовать. Мне кажется, что вам близок весь этот ребячий мир. Там столько всего из детства. Но вот книга стоит дороговато. Я рада, что взяла её в библиотеке.
      Мне книга понравилась, атмосфера времени сделала своё дело, а вампиры, хоть я тоже эту тему не люблю, не испортили впечатления. Да и вампиры тут какие-то другие, советские такие, не противные ))) И вампиры тут, как ни крути, нужны были, чтобы донести те самые серьёзные взрослые мысли о нашей жизни.
      Читайте, интересно Ваше мнение!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Спасибо Вам большое за добрые слова в мой адрес и в адрес нашего читательского марафона.
    Очень приятно, что мы читаем книги тоже как бы по кругу. Только виртуальному. Прочитал - поделился - читает другой, третий...
    А "Пищеблок" я уже выписала на "63 покупках" (жду, кроме этой книги, ещё 10 томиков). Благодаря всем отзывам, которые читала.
    Спасибо Вам за очень живой отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мы, конечно, и так читаем, но вот такие мероприятия как марафон и читательская акция придают некую осмысленность, особую важность этому процессу.
      А я вот изменила книжный вектор на библиотеки. Делаю закладки на сайте Чаконы по привычке, мне так удобно, а потом возьму, что возможно в библиотеке. А вот на подарки для себя любимой на подарочные карточки, которые я прошу дарить мне всех, кто спрашивает "А что тебе подарить?", я уже куплю новинки. Но к этому сайту ещё присмотрюсь, пока никак не дойдут руки до него. Он запутанный на первый взгляд. Вообще-то у меня в закромах полно книг для чтения, надо их одолеть, так что я не сильно тороплюсь.
      Спасибо за отзыв!

      Удалить
  6. Я тоже читала эту книгу! Правда, впечатления мои немного отличаются от Ваших и Ирины Валерьевны. http://bergamotblog.blogspot.com/2020/01/2020-1.html
    Кстати, Ирина Валерьевна именно из моего блога и узнала об этом романе Алексея Иванова)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна. Разные мнения–это нормально, главное, что книга прочитана и это мнение есть. Мне эта книга отозвалась, много связано с детством. Я рекомендую эту книгу для чтения в читательском марафоне.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".