19 августа 2018

Вся на нервах.... Лайза Тер-Керст

Зная, как привлекают людей разного рода #скандалы\интриги\расследования, смею предполагать, что это сообщение наберёт много посещений 😉 Что случилось? Почему Надежда Владимировна на нервах, подумают  читатели, когда увидят такой заголовок
. Спокойно, товарищи, ничего не случилось.
Ну некоторый мандраж, конечно, присутствует, потому как стремительно приближается новый учебный год, и так же стремительно тает отпуск. А впереди 1-й класс! Я немного паникую 😳ну не глупость ли? 23-й год педагогической деятельности пошёл, а я всё волнуюсь. Ну ладно, я ж не про себя, я ж про книгу хотела писать. Книга так и называется, точнее не совсем так, а «Вся на нервах. Как принимать мудрые решения, не поддаваясь эмоциям», которую написала Лайза Тер-Керст. Достаточно сухонькая аннотация вещает нам: «Автор исследует природу эмоциональных бурь с таким мастерством, что каждый читатель этой книги облегченно вздохнет от понимания того, что он не одинок. Её советы по достижению «несовершенного прогресса» удивительно реалистичны и эффективны. Если вы копите эмоции в себе, или, наоборот, выплескиваете их наружу, или сочетаете признаки обоих типов — эта книга станет настоящим подарком для вас». Так себе замануха))
Заглянем в книгу. Только аккуратно, т.к. переплёт у неё очень плохой. Одно прочтение и книга развалилась, клеевой переплёт просто лопнул посередине. 

Лайза Тер-Керст замужняя женщина, у которой 5 детей. Согласитесь, наверняка поводов выходить из себя у неё достаточно. Её советам можно доверять, так как ей есть где попрактиковаться. Она уже выпустила 10 книг, участвует в телевизионных программах, публикуется в журналах. Она верующий человек, одна из основательниц миссионерской организации «Притчи-31», которая помогает женщинам изучать Библию, разбираться в ней и обращаться к Богу.

Начинала я читать книгу с подозрением, мне показалось, что трудновато будет, ведь в книге очень много выдержек из Библии, а я в этом не разбираюсь. Но, как оказалось, я зря волновалась. Читается книга достаточно просто, Лайза всё доступно разъясняет, она очень иронична, приводит много житейских примеров.
Красной линией в книге проходит идея «несовершенного прогресса». Если просто, то она говорит о том, как надо над собой работать, чтобы меняться в лучшую сторону, искоренять негативные реакции, при этом понимая, что это не просто, что срывы будут, но лучше меняться хоть немного, чем ничего не делать. Как и что менять она и описывает.  Я при чтении сделала некоторые записи с интересными мыслями и хочу поделиться, чтобы вы поняли идею этой книги. 

Лайза замечает, что наше отношение к событиям может кардинально изменяться, в зависимости от выбранной точки зрения. Надо тренировать в себе привычку смотреть на проблемы под разным углом. А ещё нам вечно подкладывают свинью наши эмоции. Они такие реактивные, что ничего не успеваешь проконтролировать и подумать, как уже психанул. Спонтанные эмоции + спонтанные мысли оставляют очень яркий след в сознании, тем самым вырабатывая образ мышления. И чем дальше, тем труднее нам спрыгнуть с этих рельс. Мы не можем контролировать события, но мы должны научиться контролировать своё отношение к ним. Кстати, Лайза считает, что есть 4 психотипа людей по природе эмоций и посвящает каждому типу достаточно объёмное описание и примеры правильного поведения и мышления, чтобы справлять с эмоциями и не доводить дело до срывов.

Кто из нас не любит заниматься бездельем самобичеванием и самокопанием? Меня так хлебом не корми, дай разобрать себя по частям и наклеить ярлычок: «я ленивая», «я не красивая», «у меня нет силы воли», «я не достаточно умная» и т.д. и т.п. Знакомо? Если нет, то я завидую вам белой завистью! Так же бывает, когда другие люди навешивают на нас ярлыки. Так ещё обиднее. И потом долго толкёшь эти обидные мысли в ступе подсознания и посыпаешь раны этой жгучей смесью. Нет бы осознанность и рассудок включить, так нет, у нас же рельсы в голове, а с них не свернуть. Но не всё потеряно! Как верно замечает Лайза, ярлыки прилипают, только если ты не возражаешь. Мне понравилось её образное сравнение: «Некоторые тюрьмы прекрасно обходятся без решёток, надёжно держа своих  узников взаперти. Для этого нужна лишь вера заключённого, что их место именно здесь. Душа, не верящая в возможности освобождения, никогда не освободится». Отлично сказано! Правда–это то, во что мы верим! Я всегда это говорила.

Один из советов автора, который она называет «прихлёбывай стыд маленькими глоточками, чтобы не пришлось потом давиться раскаянием», я интуитивно всегда применяла сама. Чтобы не было мучительно больно за саму себя, всегда наперёд представляй последствия: как ты выглядишь со стороны, мысли культурных людей о тебе, соотносится ли это с моими жизненными принципами, хотела бы я, чтобы так вёл себя мой ребёнок, муж, мама, что бы я чувствовала на месте оппонента и т.д. Самое трудное–вовремя поймать ситуацию, не допустить бесконтрольных эмоций и не выдавать заученные реакции. Думать! А для этого надо натренироваться ловить такие моменты. Даже если не получилось, то спокойно признать свои ошибки и окрестить данную ошибку жизненным опытом. Никакого самобичевания и посыпания головы пеплом. Это и есть тот самый «несовершенный прогресс».

Автор опять и опять нам говорит: «Если чьи-то действия или заявления грозят вывести меня из себя, то у меня всегда остаётся выбор.....Помните, что эмоции–это индикаторы, а не диктаторы. Они могут подсказать, что существует ситуация, с которой я должна разобраться, но они не должны влиять на то, как я буду реагировать. Выбор всегда за мной».  Конечно, в теории все и всё понимают, а вот на практике наступает самое сложное. Сколько я уже книг перечитала, сколько у меня как учителя опыта разнообразного общения с людьми, казалось тренируйся и становись гуру по самоконтролю, а вот не всё так просто. Но эти знания не бесполезны, без сомнения. Конечно, они помогают. 100% эффекта, наверное, могут достичь только абсолютно просветлённые личности, а нам обычным людям в борьбе с неправильными эмоциями есть чем себя занять. Автор говорит: «Мы имеем дело с эмоциями и взаимоотношениями... и то, и другое подобно попыткам прибить гвоздями желе к стене. Сложное, грязное и непредсказуемое занятие, будьте уверены». 

Наше главное оружие–спокойствие! Но не путайте спокойствие с собиранием и вынашиванием камней мщения. Если вы спокойны только внешне, а за пазухой у вас кипит работа по  производству камней, то это не спокойствие. Рано или поздно ваш запас вывалится наружу и завалит мирных жителей вашего окружения. Спокойствие, но не подавление эмоций–вот чему надо учиться. Лишь при правильной переработке эмоций можно достичь спокойствия, прежде чем они накопятся и перегниют в нечто чрезвычайно ядовитое.

Откуда ещё произрастают наши обиды? Они появляются из семян необоснованных ожиданий! Необоснованные ожидания–это то, что другой человек не может или не хочет делать для меня. Никто в своей жизни не обязан руководствоваться моими надеждами. Сколько лишних проблем мы сами себе придумываем, делая ложные выводы из ложных предпосылок. Неоправданно рассматривать свои ожидания как обязательные стандарты поведения другого человека и возмущаться или обижаться. Это истина, её надо принять, запомнить и ничего не ждать от других. Тогда у вас останутся только поводы для радости, если кто-то подарит вам внимание, добро, заботу.

Я не знаю, какой процент людей работает над собой, да вообще хотя бы задумывается на эту тему. Мы такие слабые! Мы просто напичканы эгоистичностью, гордыней, нетерпеливостью, раздражительностью, обидчивостью. Мы не хотим признаваться себе в этом, мы ищем причины и оправдания. Сказать правду даже самой себе так трудно. Меняться трудно. Люди не хотят меняться, потому что это значит покинуть зону комфорта, а зона комфорта вовсе не обязана быть комфортной–она должна быть просто привычной. Там вы чувствуете себя на своём месте, в своей среде, значит там вы и останетесь. Прорываться из зоны комфорта не комфортно. Но умный человек всегда учится: на чужих ошибках, на своих ошибках, читая книги. Например, такую, как эта. Только такие книги надо пропускать через себя, читать как учебник, обдумывать, выполнять домашние задания, тренинги, иначе, не будет работать. Всё, что от нас требуется, это обдумывать, всё взвешивать и настроить своё сознание исключительно на конструктивное, а не деструктивное мышление. Мышление, которое помогает нам расти, а не разрываться на части. Мышление, которое ведёт к спокойствию, к здоровью, а не тревогам.

«Ах, как легко писать об этом, но как трудно воплощать это учение в жизнь!»–пишет автор, подкрепляя и подтверждая сказанное ситуациями из своей жизни. Но мы можем сеять семена спокойствия, добра, правды и любви в себе, ухаживать за всходами, искоренять сорняки гнева, страха, зла. Делайте верный выбор, будьте милосердны к другим и к себе. Всё дело в выборе. 

Приятного и полезного вам чтения!

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Вот о таких правильных и,вроде бы, понятных вещах пишет автор. Но, правда, так трудно это воплощать в жизнь!И с эмоциями так трудно справляться!
    Нужная книга! Точно, как учебник!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Весь фокус в том, что это начнёт работать, когда много почитаешь, потренируешься. Прочитав одну-две книги люди делают вывод, что всё это ерунда. А это не так, конечно. Книга полезная, рекомендую.

      Удалить
  2. Про необоснованные ожидания, мечты по-нашему, - они должны окрылять, а не обижать... Особенно ожидания от наших детей: сколько вложишь - столько получишь! Но книга интересная, Надежда Владимировна! Меня тоже всегда перед первым классом разные мысли "посещают" - 1 сентября это пройдет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна. То, о чём Вы пишете, это надежды, мечты, они должны быть у каждого)) Автор имеет ввиду ожидания-претензии, вот они-то и несут негативные эмоции в случае, если не случится совпадения наших претензий и действий человека, на которого мы возлагаем эти ожидания-претензии.
      А про 1-й класс всё правильно, стоит только начать работать, и всё пойдёт по накатанному))

      Удалить
  3. Спасибо, Надежда Владимировна, за книгу. Этим летом я отдыхала, читая произведения своих любимых авторов, да книги, которые занесла в список, прочитав отзывы коллег в блогах. Не все успела осилить. но список с каждым днем все пополняется. Но вот эту книгу буду читать вне очереди.
    А у меня мандраж в начале каждого учебного года))0

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Да уж, эти бесконечные списки никак не перечитаешь)) Книжку я читала не из-за 1 сентября)) Работу я упомянула уж к слову)) Книгу рекомендую))

      Удалить
  4. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    На нервах быть не надо, конечно! Все мы волнуемся в начале учебного года )) Но Вы верно заметили: начнётся только год - и всё пойдёт как по маслу.
    А книги такого толка полезно почитать. Самое главное, на мой взгляд, - учиться применять всё это на практике, а значит на себе. И это всегда трудно.
    Спасибо за книжный обзор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Нет, конечно, нервов пока нет, но лёгкое волнение всегда присутствует.
      То, о чём пишет автор в книге, как уроки в школе. Мало прочитать тему, надо сделать тренировочные задания, проанализировать ошибки, ещё и ещё раз их отработать, тогда тема будет усвоена.

      Удалить
  5. Интересная для меня тема. Тоже люблю читать, слушать лекции по самопознанию.
    Волнуются все ответственные и не равнодушные. Удачи Вам (и нам) в новом учебном году!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Очень приятно, что Вы заглянули, спасибо за отзыв!
      Пусть учебный год будет лёгким, спокойным, результативным.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".