30 июня 2021

Исповедь. О жизни. Лев Толстой

Не спешите бросать в меня тапки, но я, замахнувшись на чтение классика литературы, решила прервать чтение книги Льва Николаевича Толстого «Исповедь. О жизни». Да простит меня Лев Николаевич, усвоить это очень трудно. И ведь я не читатель-новичок, и ведь я упорный читатель, думающий, скромный, но... Я дочитала книгу до середины и... нет, не могу.

Конечно, в первую очередь я засомневалась в себе. Может мне мешает удушающая жара? Да, конечно, но другие книги читаю и даже отвлекаюсь от жары. У меня возникло ощущение, что я читаю необработанный, не редактированный для печати текст, как будто Толстой просто писал в дневник или черновик, высказывая подряд все свои мысли, повторяясь и не особо выстраивая предложения, а придать ей удобочитаемую форму не успел или не хотел, т.к. не планировал это печатать. Да, наверное, рассуждения в наших головах так и выглядят, но речевые обороты из прошлого, тематика, построение предложений и т.п. очень затрудняли мне чтение.

Некоторые фразы я честно перечитывала по несколько раз и смысл их никак не могла уловить. Даже погуглив непонятные слова, даже вчитываясь в старые обороты, даже улавливая общий смысл и идею, мне очень хотелось сказать автору: «Лев Николаевич, а зачем так сложно? Зачем про одно и то же много раз повторять? Я уже поняла, что вы хотели сказать, хватит!». Такое чтение осилят лишь ярые книгочеи, исследователи творчества Толстого или те, у кого так же остро, как у Льва Николаевича стоит вопрос о смысле жизни.

Я не знаю, кто из современных читателей просто сможет даже понять смысл отдельных фраз, не говоря уж о том, чтобы пробраться через заросли рассуждений о таком глобальном вопросе как смысл жизни. Книга собственно именно об этом: «Вопрос мой – тот, который в пятьдесят лет привел меня к самоубийству, был самый простой вопрос, лежащий в душе каждого человека, от глупого ребенка до мудрейшего старца, – тот вопрос, без которого жизнь невозможна, как я и испытал это на деле. Вопрос состоит в том: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, – что выйдет из всей моей жизни?». 

Толстой рассказывает, как в его голове появился этот вопрос, как он при всех благах жизни, которые он имел, чувствовал пустоту и никчёмность этой жизни, т.к. понимал, что всех нас в конце ждут болезни и смерть, так зачем жить, стараться, что-то делать. Он не мог понять и смириться с бессмысленностью жизни. Он рассказывает, как достаточно долго в голове его сидела мысль о самоубийстве.

Но с другой стороны, его пытливый разум не мог допустить, что смысла в жизни нет. И он начал изучать этот вопрос со всех сторон. Он искал ответа в чистой науке, в повседневной жизни людей, в вере. Он изучал труды учёных, изучал книги разных религий, но в чистом виде ни одна религия или наука не давали ему ответа, а в жизни людей видел просто действие по привычке, по инерции, подражание себе подобным. Везде он видел ошибки и искажения. Чем кончилось дело в книге, к чему он пришёл, я не дочитала. Может быть вы сможете? Читайте и делайте свои выводы.

12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    А запланирую ка я себе эту книжицу на осень.
    Как раз будет серая хандра, когда захочется посмотреть на того, кому ещё больше хандрится.
    Можно, конечно, поговорить с живым человеком, но... его не закроешь, как книгу, когда надоест слушать пустое бла-бла-бла.
    А дневниковых записей и неотредактированных текстов сейчас издано множество.
    Для исследователей это спедставляет какую-то определенную прелесть, но у массоывого читалеля отбивает всякую охоту к чтению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Вы смелый человек)) Я не смогла...
      Кстати, читая книгу, у меня возникла именно ассоциация с говорливым человеком, который по кругу говорит и говорит одно и то же. Если представить себе, что кто-то начнёт знакомство с творчеством Толстого с этой книги, то он вряд ли дальше будет его читать.
      Всё же мы люди другого времени, издатели, на мой взгляд, как-то должны иметь это ввиду, выпуская книги такого типа.

      Удалить
    2. Интересно, а в выходных данных указано, для какой категории читателей эта книга рекоментуется?

      Удалить
    3. Только 12+ написано, никаких других указаний нет.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Для меня Толстой всегда был и есть сложным писателем. Даже его детские рассказы. А современные дети их не понимают совсем. Я буду читать тем произведения, которые мне доставляют удовольствие, тем более в отпуске!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      А я уж и не помню, что так сложно, оказывается. С детскими рассказами попроще, я думаю, хотя, да, особенности времени, быта, отношений и поведения персонажей современным детям трудно уже воспринимать.

      Удалить
  3. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Ну Вы замахнулись летом в отпуске на сложнейшее-пресложнейшее ))
    Не решусь ни за что!
    Л.Н.Толстой - очень непростой писатель. Он же описывает свою философию. Нет. К этому всему пока у меня неприятие. Буду читать то, что легче. И Вам советую.
    Если уж хотите почитать Льва Николаевича, то рассказы его (всё же сюжет есть), пьесы, романы.
    Наслаждайтесь отпуском и художественными книгами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Замахнулась, думала, что летом смогу одолеть трудное чтение, т.к. голова не занята работой, но... Не по Сеньке шапка оказалась)) Есть ещё одна книга Толстого, даже боюсь теперь начинать, недавно буквально купила. Эх, делать мне нечего)) На такие тексты замахиваюсь)
      Я на лето запланировала одолеть книги большого формата или трудные тексты, а что-то я никак не соберусь, да и лето бежит как-то быстро, уже июль...

      Удалить
    2. Поэтому выбирайте другую шапку))
      Мы так устаëм за год, что отпуска не хватает перезагрузиться. Тем более этот учебный год был таким сложным.
      У меня в следующем году 10-й класс. Никак не тянет перечитать Гончарова, Достоевского, Толстого и др., хотя люблю всех))
      Наслаждайтесь летом, отпуском, отдыхом, а чтение должно быть в удовольствие.
      Что ещё приобрели у Льва Николаевича?))

      Удалить
    3. Я приобрела книгу "Неглубинный народ. О русских людях, их вере, силе и слабости". Вот есть у меня желание и Толстого читать и в дебри размышлений лезть, потому как у самой в голове столько мыслей, страхов и вопросов... Горе от ума, так сказать.

      Удалить
  4. Я точно не созрела до такой литературы. Надо расти интеллектуально)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина!
      Вот и я, видимо, не доросла. Не смогла я одолеть эту книгу, прочитала лишь половину.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".