08 мая 2017

Поведение ребёнка в руках родителей

Здравствуйте.
Ещё одно сообщение о книге по воспитанию детей. Недавно я приобрела несколько книг маленького формата от профессора и детского российского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер. Это серия небольших карманных книг, я бы сказала книжки-шпаргалки по воспитанию. Они недорогие, так что любой желающий может её себе позволить. Эта серия маленьких книг–результат переработки двух её книг «Общаться с ребёнком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?». А цель–помочь родителям решить самые распространённые проблемы в воспитании детей. Прочитала я пока только одну книгу, которая называется «Поведение ребёнка в руках родителей». Вот о ней и хочу рассказать.
В первой части книги речь идёт о дисциплине и послушании, о правилах, которым должны следовать дети и о наказаниях. Юлия Борисовна объясняет, что правила нужны и важны для детей, чтобы чувствовать себя уверенно. Если родители стремяться как можно меньше огорчать детей, избегать конфликтов и с вседозволенностью под видом свободы выбора и самостоятельности пытаются стать другом и приятелем для своего ребёнка, то этот попустительский стиль воспитания не даст хороших результатов. Но и к  закручиванию гаек в виде авторитарного стиля воспитания она тоже не призывает. Но как же тогда вводить правила, чтобы они не вызывали протест, чтобы не порождали конфликты?

Юлия Борисовна объясняет в книге, что правил, требований и ограничений не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Она рассказывает об идее четырёх цветовых зон поведения ребёнка и подробно описывает эти зоны, приводя примеры. Я их только назову:
Зелёная зона–действия по собственному усмотрению и желанию ребёнка.
Жёлтая зона–относительная свобода, т.е. действия по собственному выбору, но в пределах определённых границ.
Оранжевая зона–действия, которые в общем не приветствуются, но допускаются в виду особых обстоятельств.
Красная зона–действия неприемлемые ни при каких обстоятельствах.

Прочитав о всех зонах, мы видим, что правила правилу рознь и можно вполне найти комфортный стиль общения с ребёнком. Главное помнить, что:

  • родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка;
  • должны быть согласованы взрослыми между собой;
  • тон, в котором сообщается требование или запрет, должны быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Есть в книге и глава о наказаниях. Юлия Борисовна убеждена, что ребёнок должен
учиться на ошибках ради воспитания и уважения к дисциплине. Естественное следствие непослушания–это один из видов наказания, исходящего от самой жизни, и тем более ценный, что винить в подобных случаях ребёнку некого, кроме самого себя. Наказание в привычном виде не может исправить поведение человека. О том, какие правила надо помнить, если возникла необходимость в наказании, вы тоже можете прочитать в этой книге.

Есть в книге глава, в которой говорится о причинах стойкого непослушания так называемых трудных детей. В ней говорится о четырёх основных причинах серьёзных нарушений поведения у детей:
  • борьба за внимание;
  • борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки;
  • желание отомстить;
  • потеря веры в собственный успех.
Мне показалось очень интересным, что причину плохого поведения ребёнка родитель может определить, если обратит внимание на собственные чувства и преживания. Конкретная взаимосвязь приведена в книге. А так же автор даёт советы, как правильно действовать.


Во второй части речь идёт об азбуке душевного благополучия. Автор пишет, что за любыми негативными переживаниями всегда можно увидеть какую-нибудь нереализованную потребность или заниженную самооценку. А ведь самооценка–это
фундамент психологического благополучия человека. В книге вы прочитаете о том, как форимируется самооценка и как правильно воспитывать ребёнка с нормальной самооценкой.

В третьей части книги Юлия Борисовна пишет, что у родителей, чьи дети уже прилично подросли и вроде уже всё запущено в воспитании, естественно возникает вопрос, можно ли что-то сделать? Автор пишет, что можно и даёт советы и рекомендации. Но предупреждает, что самое трудное–начать с себя и изменить себя. Она предупреждает, что в процессе смены стиля воспитания обязательно будет ухудшение, обязательно надо пережить трудное время и перетерпеть неприятные последствия.

Профессор и детский психолог Ю.Б.Гиппенрейтер пишет, что не всегда нам родителям понятно, как поступать. Никто не владеет абсолютной истиной или универсальными рецептами, но зато есть опыт успешных воспитателей. Почитайте эту книгу, я думаю, что она наверняка обогатит ваши знания и улучшит ваш стиль воспитания. Рекомендую.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Рада, что Вы знакомы с книгами Ю.Гиппенрейтер, часто рекомендую их родителям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна. Вот и я решила, что надо поделиться и порекомендовать родителям этого автора. Позже прочитаю и поделюсь впечатлением о других её книгах.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо за анонс книги. Честно говоря, никогда не увлекалась психологией и книг подобных этой не читала. Зато Вашу статью перечитала два раза. Читаю и думаю: интересно почитать вторую часть, где говорится о душевном благополучии и связи его с самооценкой. Да и первую, ту, что про правила. А ведь и третья важна! Дочь-то подрастает! Наверное, стоит эту книгу поискать и почитать! Тем более, с автором полностью согласна: поведение ребенка - в руках родителей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень приятно, Татьяна Николаевна. Спасибо за отзыв! Не могу сказать, чтобы я раньше много читала такой литературы, но вот в последнее время стало интересовать особенно сильно. Умные книги от профессионалов всегда полезны. Обязательно почитайте!

      Удалить
  3. Надежда Владимировна, я знакома и с этой книгой, и другими Ю.Гиппенрейтера, и считаю, они очень помогают и педагогам, и важны к изучению и применению родителями

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь, что так и будет, Анна Борисовна. Что прочитав мою рекомендацию и комментарии читателей, кто-нибудь воспользуется советом, купит и почитает.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере