07 мая 2017

Дети у власти. Д.Эберхард

Хочу представить вам  книгу Дэвида Эберхарда «Дети у власти. Как мы растим маленьких тиранов, которые управляют нами».

У людей читающих эту книгу, что вполне естественно, очень разные мнения по поводу высказываний автора о современном либеральном воспитании. Кстати, сам автор – это шведский психиатр и отец семерых детей. Его суждения и выводы не назовёшь голословными и необоснованными. На мой взгляд, в книге есть моменты, которые не совсем соответствуют российской действительности, но это такие мелочи по сравнению с тем количеством важных и ценных мыслей, которые он высказывает, что при чтении у меня возникала мысль о том, что эту книгу надо вручать родителям, как подарок при выписке мамы из роддома. Как пособие.
Сразу оговорюсь, что любые обобщённые выводы – не повод ругать автора высказывания. Просто некоторые люди судят о выводах с точки зрения своего частного случая, например, с точки зрения родителя одного-двух детей, а некоторые, как Эберхард, на основе большого количества примеров. Я как учитель, тоже вижу много детей, наблюдаю и хочу сказать, что автор данной книги в 99% случаев очень даже прав, к сожалению. Конечно, он не обязательно прав в отношении лично вашего ребёнка, ведь из любого правила есть исключения. Но если говорить об общих современных проявлениях в воспитании , то он, без сомнения, прав.

Хочу сразу сделать ещё одну оговорку, потому что знаю, как болезненно родители воспринимают критику на свой счёт по поводу воспитания детей. То что я хвалю книгу – это не намёк, что дети с которыми я работаю, именно такие.  Я тоже родитель и ничем не отличаюсь от большинства людей. Я тоже вижу свои ошибки. Но уже что выросло, то выросло. Наверное, наши родители тоже не во всём считают нас идеальными. Но мы же от этого не меньше любим друг друга. Вечная проблема отцов и детей. Так что, чем обижаться, лучше в данном вопросе прислушаться, посмотреть критически на свой стиль воспитания и сделать хоть что-то, пока ещё что-то можно сделать. Ведь дети растут быстро и окончательно, и рестарт тут не сделаешь. И очень даже неплохо прислушиваться к тем людям, которые общаются с вашим ребёнком вне дома, наблюдают его поведение вне семьи. Они смотрят на вашего ребёнка более объективно, чем вы, имеют возможность видеть его в других ситуациях.

Странно, что когда я села писать о книге, которая мне очень понравилась, я поняла, что писать о ней мне трудно. И так и эдак подбираю слова, а всё кажется не то. Это как объяснять анекдот – сразу портится весь эффект анекдота. Но попробую. Пробегусь по некоторым моментам, которые мне показались наиболее актуальны.

Например, автор обращает внимание на тот факт, что есть категория родителей , которая преувеличенно пугливо относится к тому, как окружающий мир опасно влияет на детей, что многие события в мире могут травмировать психику ребёнка. Он же говорит о том, что детёныш человека – достаточно выносливое существо. Он в состоянии справиться с трудностями, которые возникают на его пути. В противном случае, человечество уже давно бы вымерло.

Эберхард рассказывает о странной моде у молодых родителей переносить ответственность за выбор чего либо или принятие решений на ребёнка. Начиная с того, что готовить на ужин и заканчивая тем, куда семья поедет отдыхать. Конечно есть моменты в жизни, когда надо прислушиваться к мнению ребёнка, например, при выборе кружков и секций, при покупке книги, игрушки, но не в тех вещах, где у ребёнка просто нет опыта или нужных знаний для принятия правильных решений.

Автор пишет о том, что есть такие родители, которые слишком переоценивают своё влияние и пытаются направить детей на «нужный» путь, жертвуя ради этого истинными интересами ребёнка. Быть «обычными» родителями вроде уже и неприлично. Если родитель не тратит массу времени на то, чтобы возить его в пять кружков разностороннего развития, не посещает сам или с ребёнком мастер-классы и не приглашает аниматоров на праздники, то такой родитель не может считаться настоящим продвинутым и современным. Даже не знаю, как же мы выросли без всего этого, просто проводя время во дворе со своими друзьями? Дэвид Эберхард призывает не принуждать ребёнка заниматься чем-либо, руководствуясь собственной амбициозной целью: чтобы достиг больших результатов. 

В книге приведены цифры: около 50% черт будущей личности заложено в генах, 10% определяются условиями и воспитанием в семье, а 40 % зависят от общего влияния среды или случайных обстоятельств. Они удивляют. Хочется спросить, а есть ли тогда вообще смысл воспитывать детей?  И на этот вопрос автор тоже даёт хороший ответ. Не буду рассказывать всё, кто заинтересуется, тот прочитает.

Приведу примеры ещё нескольких высказываний автора из книги, чтобы по ним вы имели представление о том, какие вопросы поднимает Дэвид Эберхард. Это будет лучше, чем объяснять, почему анекдот смешной )
  •  У современных детей появилось больше прав, но это не привело к тому, что у них появилось больше обязанностей.
  • В соревнованиях за ребёнка родители быстро проигрывают, и вскоре их вообще сбрасывают с пъедестала.
  • Вас вызовут в школу и скажут, что ваш ребёнок хулиганит. Вы ответите: «Нет, он ведёт себя безупречно, это другие хулиганят». Так оно и есть: хулиганят другие дети, не те, которых вы видите дома.
  • Наши дети никогда не станут такими, какими мы хотим их видеть. Они будут существовать сами по себе, и список жизненных приоритетов составят самостоятельно.
  • Если ребёнка оградить от всего, его мозг даст сбой, выдаст не ту программу, когда он всё-таки столкнётся с неприятной реальностью.
  • Конечно, можно только порадоваться тому, что сегодня дети не бояться старших, страх–это всегда плохо. Но то, что взрослые потеряли всякий авторитет в глазах детей,–проблема действительно серьёзная.
  • «Правильные» родители будут постоянно испытывать чувство вины из-за того, что сделали что-то не так. А родителей, которых мучают угрызения совести, дети легко обводят вокруг пальца.
  • Сначала родители взвинчивают себя, а потом взвинчивают своего ребёнка. В результате дети пугаются собственной тени.
Это часть тех ключевых мыслей, о которых рассуждает автор книги. Я очень советую её прочитать.  Я уверена, что мы все очень субъективны при оценки своих действий и действий других людей, но послушать специалиста, который более подробно изучает данный вопрос, всегда полезно. Совсем не обязательно соглашаться со всеми доводами. Но человек умеющий слушать и критически мыслить, обязательно возьмёт себе на вооружение хотя бы пару ценных мыслей.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна. Вы правы. Эта книга действительно должна быть настольной книгой молодых родителей. Им порой очень сложно признать свои ошибки и проблемы в воспитании детей. А помощь таких специалистов просто необходима.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна. А ещё мне кажется, что читать советы и следовать им гораздо легче любому человеку, чем следовать советам конкретных людей из жизни, например, того же учителя. Как-то не так обидно что ли. Мне тоже было интересно читать Эберхарда и проводить параллели со своим стилем воспитания, вспоминать, что и где я делала не так, воспитывая свою дочь. Возможно кто-то заинтересуется и приобретёт книгу, это действительно полезная литература.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".