09 августа 2024

Вонгозеро. Эпидемия. Яна Вагнер

Решилась я прочитать книгу, тема которой является серьёзным триггером для для моей тревожной натуры. Не люблю смотреть фильмы-катастрофы, потому что потом я буду долго думать, собирать мысленно тревожный чемоданчик, то ругая себя за истеричное восприятие, то думая, что вот мы все живём в расслабленном состоянии, хотя у нас на виду есть примеры событий, когда очень даже неплохо было бы быть готовыми, ведь катастрофы случаются неожиданно, и хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. Вот и чтение этой книги пошатнёт, я думаю, психологическое спокойствие тревожного читателя и побудит запастись солью, сахаром, гречкой )) Смешно и страшно.

«Вонгозеро» первая книга в серии «Эпидемия» Яны Вагнер. Я не читала ничего об истории создания, честно говоря, не очень мне это важно, но параллель с ковидным периодом очень прослеживается. Вполне могло бы быть и так, наверное.

Эта история о попытке спастись, уберечься от волны эпидемии, которая стремительно распространяется от Москвы по всему Подмосковью и дальше. История начинается с жизни молодой семьи, которая находится за городом, в уютном домике: Сергей и Анна, сын Анны Мишка.

История закручивается очень быстро, как снежный ком: новости о большом количестве заболевших, неверие в серьёзность ситуации, невозможность спасти близких родственников, неожиданное решение уехать к чёрту на куличики, чтобы спастись, панические сборы, когда непонятно что и сколько брать, как впихнуть полжизни в машину. Тяжёлые сомнения в правильности решения, надежда, что всё решится, что не может же не решиться, ведь должны же ответственные  люди что-то придумать. Но череда событий показывает, что проблема очень серьёзная, надо срочно действовать.

Семья, пристыженная отцом Сергея и обвинённая в непростительном бездействии, срывается с места, но так получается, что они обрастают попутчиками, с которыми не собирались объединяться, но обстоятельства вынуждают. Начинается их долгое путешествие, которое становится опасным и мучительным не только по техническим причинам вроде дефицита топлива, недостатка еды, обилия непредвиденных опасностей, расцветающего мародёрства, но и по причине трудностей межчеловеческого общения. В одной компании оказываются отец Сергея, его первая жена с маленьким сыном, которых он не мог бросить, соседи, с которыми Анна и в мирное-то время не могла найти общий язык, друг семьи с женой, правда, не её семьи, а первой семьи Сергея, но с которыми у Анны тоже не было близких отношений. Даже не знаю, чего в их путешествии было больше: физических трудностей или морально-психологических. 

Всё путешествие пронизывает паника, неуверенность, неизвестность, страх, обиды, разные взгляды на ситуацию, психологический дискомфорт от вынужденного соседства и скученности неблизких людей, от постоянной необходимости терпеть, молчать, уступать, ждать.

История рассказывается от имени Анны, рассказывается очень живо, очень эмоционально, я бы сказала, многословно, не формально, пересказывая события, как сторонний рассказчик, а очень лично, наполняя читателя своими сомнениями, переживаниями, подсаживая читателя на свой нерв. Это непросто, но хочется прочитать побыстрее, чтобы скорее закончилось томительное переживание: лучше плохой конец, чем такая концентрация тревоги. 

Рассказ главной героини, конечно, одна из точек зрения, и её переживания не дают нам слышать других персонажей, настолько они громкие. Честно говоря, временами героиня меня раздражала, удивляла рассуждениями, эмоциями, поведением, неуместными обидами. Но я старалась не углубляться в анализ моего отношения, потому как, хорошо рассуждать, сидя на диване. Главный герой не обязан быть идеальным героем, не обязан быть нашим зеркалом на происходящее и действовать так, как сделали бы мы. Она такая, какая есть, посмотрим на неё и сделаем свои выводы о правильном и неправильном поведении в критических ситуациях.

6 комментариев:

  1. Надежда Владимировна, я уже давно научилась не давать оценки действиям других людей, может быть это неправильно, но у меня так. Если что-то не нравится в книге, я её просто откладываю. Мы можем теперь анализировать и рассуждать как поступить, а ведь роман был написан за 10 лет до нашей пандемии... Мы поколение, которое не знало, что такое эпидемия до определённых событий и как мы не понимали, что происходит, слушали сообщения и не отходили от телевизора, но надеялись, что буквально через неделю все закончится... Я прочитала также залпом вторую книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, наверное, это правильно, наверное, это мудрость)
      Вторую книгу уже читаю.

      Удалить
  2. Мне кажется, что эту книгу очень тяжело читать... Посмотрю в библиотеках.

    ОтветитьУдалить
  3. Мой первый комментарий улетел в Спам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ничего страшного, достанем) К сожалению, в спам уходят даже мои, даже уже опубликованные комментарии. Я проверяю всегда, не переживайте, не пропадут. Не знаю, почему так.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".