04 июля 2024

Серёжик. Сергей Даниелян

Ох, как трудно высказаться о прочитанной книге Сергея Даниеляна «Серёжик». Книгу брала в библиотеке, естественно, ориентируясь на обложку и аннотацию. По обложке и названию книга обещает быть про детство, лето, про доброе и семейное. По аннотации меня ожидало нежное, лиричное, ироничное, про семейные ценности. Начав читать первые страницы, погрузившись в описание советского детства, плюс атмосфера Еревана, я подумала, что это очень похоже на любимую «Манюню» и ещё больше обрадовалась. Но как-то постепенно, глава за главой я начала понимать, что это про то, что я ждала, но под другим углом.

Не скажу, как некоторые читатели в отзывах, что плохо и фу, но скажу так: специфически. Как бы так сказать, чтобы не обидеть писателя и будущего читателя... Вот если вы считаете, что литература должна быть абсолютным зеркалом реальной жизни, то нормально, если вы считаете, что то, что естественно, то не безобразно, то тоже пойдёт.

Для меня чтение до середины было терпимым, с надеждой на лучшее. Автор описывает своё детство очень открыто, откровенно, а мальчиком он был очень беспокойным, непослушным, экспериментатор со знаком минус, жил много с бабушками, тётками, у которых свои особенности были и непростые отношения, да и родительская семья научила ребёнка, как не надо общаться. А с другой стороны, почему я решила, что у всех жизнь в розовом цвете? Ведь не только сказки писать.  Выйдите на улицу, перед глазами много того, за что стыдно, но оно есть, оно тоже жизнь. Да, наверное, раньше это было не так распространено, но было же.

Каким был Серёжик, понятно уже по тому факту, что он сменил три школы, а без  связей родителей просто мог бы и не закончить её, не поступить в институт. Вообще, книга - набор мини-историй, воспоминаний из жизни. Они даже не всегда в каком-то хронологическом порядке. Автор смотрит на своё детство со взрослой позиции без сюсюканья и умиления, достаточно открыто и трезво оценивая себя и своих родных, местами даже цинично. Сейчас бы сказали, что Серёжик был трудным ребёнком с необдуманным, непредсказуемым, местами жестоким и безалаберным поведением, которое иногда могло привести к страшным последствиям. Удивительно, что всё более-менее обошлось.

Во второй половине книги, где идёт повествование про армию, институт, начало взрослой жизни, читать мне было уже не так комфортно. Очень много мата, на мой взгляд. Я понимаю, что если грузчику на ногу упал кирпич, он не может сказать «что же я так неаккуратно, надо же, как больно», но всё же мата в тексте необоснованно много. Хотя, автор, не скрывая, пишет, что ему нравится эта часть русского языка. Но как же другие писали и пишут о бандитах, беспризорниках... Что интересно подрастающему парню? Правильно, вот про это и описание второй половины книги: общение с девушками на первом месте. Справедливости ради скажу, что автор всегда внимателен к людям: его глазами мы не просто видим его окружение, но мы рассматриваем их, узнаём с разных сторон, и я бы сказала, что никто не без  греха, но каждый - человек. И автор как-то всех умеет понять и принять.

В общем, не хочу делать категоричного вывода, ведь история автобиографическая, из  песни слов не выбросишь, ну а стиль... ну что ж, кто уж как говорит. В конце концов, автор хотел высказаться и сделал это. Буду считать, что эмоциональность и открытость в суждениях - это особенность автора, но мне ближе другая литература. Не скажу, что не читайте, в книге всё честно и про жизнь, но каждому свой писатель.

10 комментариев:

  1. Надежда Владимировна, прочитала Ваш отзыв о книге. Да, иногда бывают такие книги, вроде и хорошая, но не твоя. Разрешите мне предложить вам книгу Т.Мжаванадзе "Лето, бабушка и я". Мой отзыв здесь: https://nvkuznetsova.blogspot.com/2022/05/blog-post_691.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, спасибо, прислушаюсь обязательно к Вашему совету и прочитаю книгу. По названию мне уже нравится) Летом в деревне у бабушки - моё любимое воспоминание!

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, мне всегда интересно Ваше мнение о прочитанном, но, как я правильно поняла, эту книгу не стоит мне читать, верно? Стараюсь читать самое -самое, каждый день так непредсказуем сейчас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна. Думаю, да. Вряд ли можно поставить эту книгу на полку с названием "самое-самое". Книг так много, а времени так мало.

      Удалить
    2. Вот верно подмечено : книг много, а времени на всё не хватает...

      Удалить
    3. А я ещё возобновила традицию ходить в библиотеку, благо он а в двух шагах. Причём, у меня самой ещё много непрочитанных книг дома, ещё больше в электронной книге и в приложении на телефоне, а вот мне приятно туда ходить и всё тут))

      Удалить
  3. Мне тоже не все книги нравятся, которые я беру в библиотеке. Иногда я дочитываю до конца, но иногда закрываю и больше не открываю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Раньше я старалась дочитать все, теперь не всегда так делаю. Некоторые книги категорически не идут, и я бросаю чтение, а какие-то можно ради интереса дочитать.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Меня тоже мат напрягает.
    Прочитала роман Яны Вагнер. Возрастной ценз - 18+. Думаю, только из-за мата. Его там ОЧЕНЬ мало, но и он выбивал меня из колеи.

    Спасибо за отзыв всё-таки о неплохой книге!
    Мне обложка нравится! Маркетинговый ход))
    Присоединяюсь к совету Наталии Викторовны. Роман Т.Мжаванадзе - гимн бабушке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. О, обложка меня тоже поманила. Из-за неё и взяла, честно говоря. Ну и название)
      Книгу Мжаванадзе обязательно прочитаю!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".