Школа даёт знания только тем, кто согласен их взять

10 октября 2018

Как познакомить с книгой?

Здравствуйте.

Давно завершилось представление «Читательского лета» в 4Г классе, где я веду уроки чтения, давно ждут своего часа презентации ребят, которые я хотела бы представить, как образец модели читательского дневника, но всё никак руки не доходили. Но, наконец-то, наступили наши первые каникулы и есть возможность подобрать все «хвосты». Да к тому же на почту через форму связи в блоге пришло мне письмо с просьбой поделиться материалом о представлении книги детьми на уроке. Да, был у меня такой материал, но мне захотелось сделать его более конкретным, универсальным, чтобы и моим первоклассникам он помог будущим летом составить свой читательский дневник-презентацию. 
Итак, я суммирую всё сказанное раньше в разных сообщениях (цитирую саму себя) на тему летнего чтения и представления книг на уроке и дополняю новой полезной информацией.

Многие ответственные родители беспокоятся о том, что будет читать ребёнок летом, как правильно и полезно организовать его читательское лето. Поэтому по традиции учителя дают детям и родителям списки. Читать–это важно, чтобы дети не потеряли читательские навыки, приобретённые в учебном году, ведь читать это прежде всего понимать, прочитанное, а не просто складывать из букв слова. Книги, как всем известно, это:
  • источник информации
  • это способ развития орфографической зоркости 
  • это развитие эмоционального интеллекта 
  • это развитие словарного запаса
  • это интересно и весело
  • это полезно для дальнейшей учёбы
  • это тренировка техники чтения
  • это познавательно
  • это тренировка мышления
  • это развитие воображения
  • это полезное времяпровождение
  • это спокойное времяпровождение
  • хорошая бумажная книга–эстетическое удовольствие
  • и много другой пользы))
Это и хороший способ развития ораторского искусства, ведь читать вслух труднее, чем про себя. Плюс к тому же, рассказывая в классе о прочитанных книгах, ребёнок получает навыки публичного выступления, учится справляться с комплексами, следить за речью, слушать одноклассников, удерживать своё внимание, анализировать услышанное и т.д. Все эти универсальные учебные действия нужны ребёнку для успешной учёбы.

Списки для чтения? Ни одного списка составленного и утверждённого Министерством образования нет, и это понятно. Чтение должно приносить удовольствие и пользу. Если с пользой всё более-менее ясно и можно учесть этот фактор, подбирая книги, то вот с интересом труднее, так как это дело индивидуальное. Да и читательский багаж у детей разный. Кто-то читает только произведения из учебника литературы, а кто-то поглощает книгу за книгой. Конечно, эти списки примерные, их составлено великое множество. Многие произведения в списках повторяются и, скорее всего, это что-то из детской классики, а есть и более свежие произведения, ведь появляются и новые писатели, новые книги. 

Как работать с книгой?
  • Читайте летом разнообразные произведения на любые интересующие вас темы. 
  • Читайте вслух и про себя. 
  • Перед прочтением книги попробуйте по обложке определить, что вас ожидает (вам могут помочь иллюстрации на обложке и на страницах, фамилия автора, заголовки в содержании).
  • Делитесь своими впечатлениями, пересказывайте сюжет (порядок событий, происходящих в художественном произведении) вслух или письменно, например, напишите письмо бабушке или другу. Сначала будет трудно, но потом навык появится.
  • Анализируйте поступки героев, подумайте, как бы вы поступили на месте литературных персонажей. 
  • Если в тексте встретились неизвестные слова или ты сомневаешься в правильном понимании их смысла, обязательно спроси у взрослых.
  • После прочтения книги расскажи родителям, что ты прочитал (рассказ, стихотворение, сказку, статью, пословицу и т.д), назови автора и заголовок прочитанной книги. 
  • Определи тему и идею прочитанной книги. Тема - коротко о чем? Чаще выражена в названии.... Идея - главная мысль произведения, т.е. что хотел автор сказать читателю своим произведением. 
  • Сформулируйте своё мнение о книге. Подумайте, понравилась вам книга или нет, подумайте, почему у вас сложилось такое мнение, какие факторы на это повлияли: тема, идея, сюжет, персонажи, язык и т.д.
  • Подумайте, что нового вы узнали из книги, какие факты пополнили ваши знания или какой житейский опыт вы получили.
  • Для сравнения можно посмотреть кинофильм или мультфильм по прочитанному произведению.
Каким должно быть содержание выступления, т.е. что надо говорить и что показывать? 

Для выступления на уроке приготовьте презентацию о нескольких (5-7) самых интересных книгах или произведениях с фотографиями рисунков и комментариями к слайдам. Напоминаю, что правильно, если вы помещаете в презентацию фотографии СВОИХ рисунков (ярких и качественных), а не картинки из книги, можно добавить фотографию обложки книги. Не надо добавлять никакой анимации в презентацию, не надо сложных фонов и шрифтов. Однотонного светлого фона и тёмного шрифта вполне достаточно. Помните, что на экране изображение немного хуже, чем на экране компьютера. Кстати, презентация является сопровождением вашего выступления и, если ребёнок хорошо произносит устную часть самостоятельно, то слова на слайды можно и не писать, тогда там будут только изображения. Например, как ЗДЕСЬ

Очень важно делать презентацию по ходу чтения, пока информация свежа в голове, рисунки тоже надо делать сразу! Не копируйте тексты с сайтов, вы не одни бываете в Интернете, учителя тоже их знают и сразу видят чужой текст. Если вы воспользовались такой помощью, то перефразируйте текст и упростите, а ещё лучше, если по одному примеру вы составите все остальные отзывы сами. Не надо писать сильно умно и научно, обсудите с ребёнком прочитанное  и оформите его слова в простые «человеческие» высказывания.

Когда вы представляете книгу кратко, то не надо её пересказывать, надо сообщить название, автора, тему и идею книги (о чём и для чего написана, чему учит), надо высказать своё отношение к прочитанному, т.е. почему вам книга понравилась или не понравилась, если вы хотите и такую книгу упомянуть. В качестве аргументации своего мнения  можно говорить о сюжете, языке, теме или идее произведения. 

А вот одну книгу, которая больше всего понравилась, уже нужно представить чуть более подробно, например, очень кратко пересказать сюжет, можно зачитать или пересказать один наиболее интересный момент, чтобы ребята заинтересовались, почувствовали стиль написания и тоже захотели прочитать эту книгу по вашему совету. Но не рассказывайте про книгу всё, сохраните интригу, иначе, уже не будет желания её читать, если вы всё расскажете. Можно упомянуть (но не рассказывать подробно) свои сильные эмоции, которые вызвала книга, какие-то «фишечки» автора.

Подходите к работе творчески. Например, некоторые ребята делают небольшую викторину по своему выступлению. Выступление оценивается не за презентацию, которую помогли сделать родители, а именно за устное выступление ребёнка, за его содержание и качество. Время выступления 5 минут. Ребята, потренируйтесь дома пред домашними зрителями, проговорите текст вслух, чтобы речь стала уверенной и плавной.
Для примера представлю хорошие работы с этого года:

10 комментариев:

  1. Надежда Владимировна,огромное спасибо за подборку материала.Сама вчитываюсь в каждое слово и очень надеюсь.что моим ребятам это будет большой помощью,особенно ,когда есть прямо примеры ребят.Творческих успехов Вам и вашим всем ученикам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Витальевна! Надеюсь, этот материал поможет и вашим деткам и моим. Пусть пользуются))

      Удалить
  2. Надежда Владимировна. Спасибо Вам огромное за эту публикацию Подписываюсь под каждым Вашим словом. Очень правильные и своевременные советы. С Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Анна Борисовна, буду рада, если дети воспользуются и сделают своё выступление содержательным, правильным, интересным.

      Удалить
  3. Замечательные советы учителям, детям, родителям! Спасибо, Надежда Владимировна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На здоровье, Ирина Михайловна! Надеюсь, я всё учла и ничего не упустила.

      Удалить
  4. Советы отличные! Вот бы ещё родители всё почитали, да и дети подхватили.
    P.S. Хотелось бы посмотреть ещё презентации: Лиза рассказывала об интересном чтении своих одноклассников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для этих целей и написала, Ольга Николаевна)) Пусть обязательно пользуются и дети и родители для помощи детям.
      Все работы не стала выкладывать, диск Гугл уже слишком перегружен, решила только самые лучшие, на мой взгляд, для примера представить, чтобы путаницы не было.

      Удалить
  5. Дорогая Надежда Владимировна! Огромное Вам спасибо за то, что делитесь своими ценными советами, представляете свой опыт! Всё это интересно и очень полезно всем: учителям, родителям и самим ученикам! Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как я рада, что материал будет полезен! Пользуйтесь, пожалуйста))) Спасибо за приятные слова!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".