20 июня 2020

Когда отдыхают ангелы. Марина Аромштам

Недавно я писала о книге Альберта Лиханова «Благие намерения» о профессии педагога и о детях сиротах, сегодня ещё одна книга о профессии учителя и о взаимодействии людей больших и маленьких. Это книга Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы». У этих двух книг, как мне показалось, такая вдохновительно-мотивирующая функция с предостерегающим уклоном, их бы можно рекомендовать молодым людям, которые подумывают о выборе профессии педагога. Прочитав эти книги, они либо вырастят свой внутренний огонёк интереса и желания, как говорится « из искры возгорится пламя», либо, перекрестившись и пробормотав «чур меня», от греха подальше выберут профессию бухгалтера или менеджера, например.

Книга рассчитана на возраст 12+, хотя, я бы прибавила лет 5-6. Не поймут 12-тилетние, да и не всё им надо бы читать, о чём там упоминается. Книга написана очень легко и живо, даже есть иллюстрации.

События в книге представлены глазами девочки Алины, которая живёт с мамой и дедушкой, и глазами учительницы Маргариты Семёновны (Марсём) через её дневник. Маргарита Семёновна вторая первая учительница у Алины. От первой, Татьяны Владимировны, дедушка убедил маму забрать ребёнка и перевести в другую школу. 

Если честно, то образы Марсём и Татьяны Владимировны мне показались преувеличены, есть в обеих что-то нереальное, не такое, как в жизни. А может быть, они и задуманы быть такими для яркости? 

Татьяна Владимировна–этакий маршал в юбке. Она и класс делит на группы по успеваемости, а самых слабых, не стесняясь называет дураками, и ставит детей по стойке смирно с поднятыми руками за голову, как арестованных, когда пропадает зеркальце, и уходит посреди урока, обидевшись на детей. 

Кстати, примерно так же поступает в самом конце и Марсём, но немного в другом контексте, но я упоминаю это в качестве подтверждения факта некоторой надуманности повествования, потому что не могу себе представить такого в жизни ну никак. Кроме того, удивила меня глобальность задуманного Марсём мероприятия по сплочению коллектива и семьи: победа злого монстра (целая театрализация в городском парке), а потом бал и посвящение в рыцари и принцессы с приглашением родителей тоже в бальных одеждах. Неужели такое реально организовать и реализовать?

Марсём показана с одной стороны как очень интересный, неформальный , этакий передовой учитель, который работает нетрадиционно, пытается понять и проникнуть в детские жизни и души, тесно работает с семьями, но с другой стороны, это очень реальный человек, который в дневнике честно пишет, что иногда готова кого-нибудь убить, вспоминает о своём детстве и описывает случай, который говорит о том, что учителя вырастают из обычных неидеальных подростков, прошедших через ошибки, и даже бывают готовы ошибиться во взрослой жизни, это понятно из её рассказа о поездке в Швецию. 

Многие хотят для своего ребёнка учителя по призванию, того, который отринув всё земное и облачившись в белое с перьями, погрузится в души детские и поведёт их за собой, забывая, что учитель–это обычный живой человек, а не ангел, не святой, он и злится, и ошибается, но он и работать при этом может честно и часто очень даже самоотверженно.

Суть книги, конечно о постоянном становлении людей больших и маленьких. Я думаю, поэтому в книге как бы две главных героини очень разных по возрасту. Обе они думают, пробуют, ошибаются. Мне очень понравилась история, рассказанная Марсём про ангелов, которые отдыхают. Точнее, они могут улететь от нас, когда мы делаем всё правильно, и сделать какие-то важные дела: спасти людей в опасных ситуациях.

Школа–это место соприкосновения огромного количества очень разных людей. Все они очень-очень разные. Как бы мы ни старались понять и и принять всех, это, скорее всего, невозможно. А применимо ли слово «любить» в профессии учителя, должен ли он? Об этом Марсём спросили однажды на профессиональном конкурсе. Её ответ удивил жюри. 

6 комментариев:

  1. Спасибо за интересный отзыв! Интересная книга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Читайте с удовольствием!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна)Читала эту книгу очень давно, по-моему, летом 2013 года.Марсем мне понравилась, в книге, конечно, есть доля вымысла, но творческое начало в героине импонирует)Если еще не читали, рекомендую (по этой тематике) "Взгляд кролика" К. Хайтани, "Все из-за мистера Террапта" Р. Буйе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Я согласна, что Марсём явно положительный персонаж)
      Книга про мистера Террапта на подходе, я её наметила на летнее чтение, а вот про "Взгляд кролика" не слышала. Спасибо за рекомендацию!

      Удалить
  3. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Что "Благие намерения", что "Когда отдыхают ангелы" стали для меня антикнигами в каком-то роде: прочитай я их в университете, не стала бы учителем.
    Не могу сказать, что Аромштам буду читать ещё, хотя много положительныых отзывов о её книгах.
    А вот "Взгляд кролика" перечитаю (читала лет 10 назад, тогда купила её в Москве, она мне очень понравилась). "Всё из-за мистера Террапта" тоже прочитаю: никак до неё у меня руки не доходят, может, дойдут ))
    Рекомендую Вам прочитать ещё и "Матильду" Р.Даля.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Согласна, что эти книги, если бы попали в руки в юности, могли бы сильно повлиять на выбор профессии.
      "Взгляд кролика" запланировала, а "Матильда", как и книга про мистера Террапта у меня в списке на лето)) Даже в чтении о профессии, вот ненормальные (в хорошем смысле слова).
      Спасибо за совет!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".