«— Война… — Витя задумался, — Знаешь, мне кажется, что война — это какое-то ненормальное состояние человечества. Вроде эпидемии. Туман какой-то… Ну вот ты мне скажи, как совершенно нормальный человек может убить другого, такого же нормального человека? Так, совершенно просто прицелиться и убить? Я этого не представляю…». Это слова героя автобиографической повести Николая Внукова «Наша восемнадцатая осень». Слова мальчика, школьника, которого выдернули из мирной жизни, не дав закончить школу, вырвав из семьи, лишив мечты, друзей, жизни.
Илларион Пономарёв, разбужен тревожным голосом матери, которая просит расписаться сына в повестке. Невозможно осознать обоим, как так может быть, что школьника, которому ещё нет 18 лет призывают на фронт. Может быть, это ошибка? Главу семьи уже забрали, теперь пришёл черёд сына. Нет, не ошибка. Немцы подступают к Эльхотово – это в Осетии – где живёт семья, и всех старшеклассников призывают.
Через 6 часов друзья детства встречаются на призывном пункте: делятся эмоциями, удивляются, надеются, шутят и сомневаются, боятся... Жестокая реальность жёсткой рукой отправляет их в первый марш-бросок до учебки, где экстренным курсом из зелёных мальчишек «лепят» солдат. Всё сложно, всё трудно, но мальчишки преодолевают себя, ведь они понимают, что времени мало, а ситуация опасная. Им повезло попасть под командование сержанта Цыбенко: опытный боец, добрый понимающий человек, он стал им отцом и другом.
Грустная история про светлых людей на фоне абсурда и жестокости войны. История про обычных героев.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/480547/book/
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/480547/book/
Здравствуйте, Надежда Владимировна.
ОтветитьУдалитьЯ тоже читала эту повесть.
http://irinakun.blogspot.com/2020/01/blog-post_12.html#more
Я как представлю, что мальчишки и девчонки, едва начав взрослеть, вынуждены были окунуться во всю эту "взрослую игру".
Мальчики, которым едва исполнилось по 17 даже не успели написать первое письмо маме...
Мамы, которые через несколько дней после призыва сыновей получили похоронки...
Девочки в 16 лет, которые ассистировали при ампутациях, ухаживали за ранеными в госпиталях.
И не просто "прийти с шефским концертом, или написать письмо под диктовку раненого его родным.
А самое что ни на есть реальное - перевязки, уход за лежачими, стирка окровавленых перевязочных материалов...
Девочки, которые ещё ни разу не гуляли с мальчиками за руку, не целовались, увидели всю мужскую натуру в самом невыгодном виде...
Юность, которая оборвалась в самом нежном возрасте.
Эту книгу надо обязательно прочитать.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьДа, я помню, отзыв читала и писала комментарий. Спасибо, за дополнение, за рассуждение. Горько, что молодому поколению того времени досталось такое жестокое испытание. Поэтому такие книги хорошо прочитать бы современным подросткам, чтобы понять, что их проблемы не такие уж и страшные в большинстве случаев.
А я прочитала потрясающую книгу Розамунды Пилчер. Сейчас пишу отзыв.
ОтветитьУдалитьС удовольствием прочитаю отзыв, Ирина Михайловна.
УдалитьНадежда Владимировна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьКнигу прочитала тоже не так давно. Думаю, что ощущения не могут быть у нас, читателей, разными. Повесть детская, повесть о войне, о мальчишках, которым на самом деле было по 17 лет.
Такие произведения обязательно находят отклик в сердцах.
Спасибо Вам!
Да, Ольга Николаевна, соглашусь, что когда книга о важном человеческом, то расхождений во мнениях быть не может. Такие книги достают до самой глубины, как не читать?
УдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна!
ОтветитьУдалитьКак же мне созвучны слова главного героя этой повести, где он говорит о войне. Вот точно так же и я не понимаю, как можно было расстреливать беззащитных детей и стариков. Вот что творилось в душах фашистов, когда они это делали? И как понять тех, кто работал в концлагерях. Нет, мне этого никогда не понять.
Книги о войне читаю часто и рассказываю ребятам. Чтобы знали и помнили... Эту книгу ещё не читала, но обязательно прочту. Спасибо за отзыв.
Здравствуйте, Антонина Валерьевна!
УдалитьДа и в мирное время хватает непонятных вещей, но военное время – это за гранью, конечно.