07 января 2021

Жили-были старик со старухой. Елена Катишонок

 Здравствуйте.

Только что закончила читать книгу Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой», сразу захотелось написать, поделиться впечатлениями, но как-то слова застревают, о печаль спотыкаются, мысли грустные, как тучки громоздятся... Но не высказаться нельзя, иначе следующая книга не пойдёт. 

Трудно расставаться с близкими, даже если это не члены семьи, а персонажи книги, но которые стали такими родными, и провожая их в последний путь, плачешь, как о живых...

«Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти – все то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель», – так отозвалась Дина Рубина, и я полностью согласна с этим очень метким высказыванием.

Язык книги удивительный! Такое же удовольствие, наверное, я получала от чтения книг Дины Рубиной и Нарине Абгарян. Думая о повествовании книги, так и просится всем известное сказочное «а как речь-то говорит–словно реченька журчит». Так и в этом романе журчат слова, то ласково и весело, то громко и шумно, а то тихо и печально. Всё как в жизни. Как приятно читать диалоги со старорусскими и просторечными словами и оборотами, даже встречая некоторых знакомцев, которые я слышала от своей бабушки или от её сестёр, живущих в деревне. Книга затягивает, как омут, и не хочется выныривать, благо каникулы позволяют вкусить удовольствие от чтения полной мерой. 

Сюжет семейной саги не пересказать. А как пересказать жизнь? Просто жизнь большого семейного клана, повествование о котором началось ещё с родителей «старика», Григория Максимовича Иванова, знатного мастера по дереву, и родителей «старухи», его «мамоньки», как повелось её называть вслед за детьми, а ласково Матронушка, хотя нравом и видом она была грозной матроной, командиром в юбке, практически главой большой семьи из 5 выживших детей, а потом и целой ватаги внуков и даже одной правнучки.

Охват событий и людей огромен, характеры и эмоции так разнообразны, что, конечно, невозможно даже и начинать пересказывать–безнадёжное дело. Книга Елены Катишонок напомнила мне роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Такой же ёмкий, такой же глубокий, вмещающий в себя историю страны через судьбы простых людей. 

Очень рекомендую книгу для чтения, а сама обязательно продолжу знакомиться с творчеством автора Елены Александровны Катишонок.

12 комментариев:

  1. В Рождество Христово
    В тишине ночной
    Счастье в дом заходит
    С первою звездой.

    На снежинках ангелы
    Спустятся с небес,
    Наступает время
    Сказок и чудес.

    На душе пусть станет
    Чисто и светло,
    Все мечты исполнятся
    В Христово Рождество.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вас с праздником, Ирина Михайловна! Всего доброго!

      Удалить
  2. Надежда, я тоже читала этот роман. Очень мне понравился и глубиной, и охватом событий. Согласна и про схожесть с Чудаковым. Атмосфера и жизнь которая входит безвозвратно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, я так прониклась этой историей, что сразу скачала другие книги автора. Буду читать!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Название показалось знакомым.
    По-моему был фильм с таким названием.
    Не знаю, насколько он похож на книгу, но прочитать захотелось.
    Спасибо за интересные отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да, есть фильм, я тоже захотела посмотреть, но тот фильм очень-очень старый.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Владимировна и Ирина Валерьевна!

      Фильм не по этому произведению.

      Удалить
    3. Да, я заглянула одним глазком, чтобы убедиться)

      Удалить
  4. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Удивительно: отзыв об этой книге я тоже опубликовала 7 января)) Только в 2018-м году.
    Прошло три года, а я помню глубину, эмоциональность.
    Помню и язык. Хорош. Сродни книгам Г.Яхиной. Да и А.Чудакова (только слишком тяжело мне дался этот роман).
    Книга ждёт, когда я её выпишу, но... слишком дорого.
    И всё же, наверное, решусь. Так хочется перечитать и прочитать продолжение: "Против часовой стрелки".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вот уж удивительно! Как договорились)) Заглянула сейчас к Вам в блог, оказывается, я и отзыв писала, а уже и не помню))
      Продолжение я тоже уже загорелась читать.

      Удалить
  5. Читала давно, но помню. есть продолжение. Вот его почему-то не смогла. Запуталась в персонажах) Иногда бываю невнимательна, отвлекаюсь,а потом сложно ухватить нить повествования.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина.
      А я нацелилась на продолжение. Буду обязательно читать, очень уж мне атмосфера книги приглянулась.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".