07 июня 2019

Что делать, чтобы дети... Ю.Б.Гиппенрейтер

Странное дело–читать летом педагогическую литературу, да вот как-то потянулась рука. Может быть действительно призвание, если две недели без непосредственной работы с детьми дали некий отдых мозгу, и он просит «профессиональной пищи». Надеюсь, это временно)) Летом надо бы отключиться, перезагрузиться перед новым учебным годом. С другой стороны, для рабочего тонуса можно и почитать, и написать о детях, тем более, что книги, которые я прочитала, очень небольшие, так сказать, карманные книги.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер–советский и российский психолог. Я уже писала про её книгу «Поведение ребёнка в руках родителей». Если у родителей есть вопросы и трудности, связанные с воспитанием, а у кого их нет, то советую заглянуть по ссылке на эту книгу и просто обратить внимание на книги Юлии Борисовны. Сегодня я напишу о книге «Что делать, чтобы дети...»

Подзаголовок книги «Вопросы и ответы» говорит нам о том, что книга построена в форме диалога. В разное время Юлия Борисовна получала от разных людей вопросы о воспитании детей, многие из которых повторяются. Правда, не на все вопросы можно получить конкретный ответ, т.к. каждый ребёнок, каждая семья, естественно, особенные, уникальные, со своими условиями и исходными данными, но тем не менее общие рекомендации и руководство к действию узнать можно. Ю.Б. Гиппенрейтер сгруппировала вопросы родителей в разделы. 

Первый раздел «Эмоции ребёнка». Здесь вы прочитаете о том, как общаться с детьми, которые ещё не умеют говорить, о ревности старших детей к младшим, о том, как распределить не только игрушки между детьми в семье, но и любовь, внимание, заботу. Есть в книге ответы на вопросы о детских страхах и о том, как говорить с ребёнком о смерти, если такой вопрос или событие возникли.

Вторая часть книги называется «Занятия, интересы, развитие». Здесь Юлия Борисовна пытается донести до читателей, как не навредить ребёнку в развитии натаскиванием, слепой уверенностью, что взрослому лучше известно, чем и как заниматься ребёнку, не решать за счёт ребёнка свои собственные амбиции, не тянуть его "за уши", а правильным невмешательством и помощью, оказанной вовремя, умелым наставничеством развивать его собственные способности, чтобы был счастлив ребёнок, а не родительские комплексы. Это непросто, я думаю. Как не спутать заботу и желание лучшего для своего ребёнка именно с амбициями, как найти баланс в нагрузке? Надо наблюдать, разговаривать с ребёнком и, конечно, читать советы психологов.

Во втором разделе есть и больной вопрос о школе. Конечно, школы не учат, не чувствуют, не понимают и т.д., и т.п. Утопическая идея, на мой взгляд, слышится мне в словах Юлии Борисовны, о том, что родитель или школа должны развивать ребёнка в режиме индивидуальности и уникальности, я бы сказала. Это, конечно, супер, если бы это было возможным. Идеала в массе, скорее всего, не получится никогда, когда родители или учитель развивают и учат ребёнка, прислушиваясь ко всем его талантам, следуя только его индивидуальному ритму развития и следуя в направлении вектора его интересов. Я говорю о массе, ведь школа–это место массового обучения, да ещё какого! Когда в классе 32 человека, такие мысли и мечты–фантастика. Поправьте меня, если я ошибаюсь, буду рада научиться новым методам. Сейчас это невозможно ни с точки зрения родителей, ни с точки зрения массовой общеобразовательной школы и системы образования. Но я абсолютно согласна, что если родители очень хотят и могут, т.е. имеют интеллектуальные и душевные возможности развить уникальность ребёнка, а психологи говорят, что мы все рождаемся с талантами, то возможностей это сделать у них больше, чем у школы на данный момент. И очень прошу не рассматривать школу, как некоего самодура, который что хочет, то и творит. Человеку не внутри этого организма трудно понять и объяснить. Я думаю, что пословицу про рыбу, у которой не всё хорошо со здоровьем головы, вы все знаете. Не буду вдаваться в дебри своих мыслей, сейчас не про это, а про книгу.

Из вопросов на школьную тему Юлия Борисовна ещё затрагивает момент материального поощрения детей за учёбу и другие поручения, вопрос нужности или опасности чёткого режима и расписания, границы родительской помощи в учёбе.

Третья часть называется «Семья, общение, воспитание». Здесь собраны ответы на вопросы, которые связаны с влиянием на ребёнка взрослых проблем, например, развода родителей или противоречия в воспитательных взглядах родителей и бабушек  с дедушками. Здесь можно прочитать и о взаимодействии ребёнка с ровесниками, как помочь ему найти себя в детском социуме. В самом конце очень актуальная для любого родителя проблема капризов, дисциплины и непослушания. Что в поведении ребёнка является нормальным проявлением взросления, а что искажением и не нормой развития?

Если вас заинтересовало, то обязательно читайте.

Ещё мне кажется очень важным сказать вот что. Мы часто ждём от книг, пособий и людей конкретных рекомендаций, шагов, алгоритма. Я соглашусь, что это возможно, когда ты спрашиваешь у человека рецепт пирога, например, и то тут возможно творчество и самодеятельность. А в таком непостижимо сложном деле как воспитание, психология, развитие, невозможно, на мой взгляд, получить подробный алгоритм действий. Без включения собственной заинтересованности, неформального отношения к проблеме не обойтись. Нужно быть чувствительным, внимательным, терпеливым, думающим. Так что эти книги–наставники, но действовать вам самим.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Не все учителя читают педагогическую литературу! А вы - МОЛОДЕЦ!

    ОтветитьУдалить
  2. Я думаю педагоги по достоинству оценят эту книгу, Надежда Владимировна! Я как родитель смотрю на эти вещи и вполне понимаю, что возможности школы и учителя, когда в классе как у нас 40 человек весьма ограничены. Поэтому моя дочь училась в частной школе) В Казахстане частные школы имели больший рейтинг, чем государственные. По 10 человек в классе, не больше, вызывают каждый день. После уроков подготовка домашнего задания. Трехразовое питание... Дополнительные уроки для отстающих... В 5 классе Анна моя уже защищала самостоятельно проекты по английскому языку и литературе, очень серьезные. Благодаря базе, приобретенной в этой школе английский стал ее профессией)Во втором классе попыталась определить ее в государственную школу, но через год забрала.
    Когда жила в Армавире, то часто к мероприятиям привлекали деток из частной школы. Это совсем другие дети и в общении, и в заинтересованности, и в энтузиазме! Если ими занимаются индивидуально, и на каждого хватает время,то это все благодатно отражается на них самих... Жаль, что школы переполнены (у нас в Краснодаре классы "ф" и "х" есть в некоторых школах), а учителя не получают достойной зарплаты, молодежь уходит из школ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина. Конечно, наполняемость класса –это очень важный фактор при обучении! И текучесть кадров ещё больше усугубляет эту проблему.

      Удалить
  3. Спасибо за книгу, Надежда Владимировна. Обязательно и сама прочитаю, и коллегам порекомендую

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Книга, действительно, полезная! Такую книгу я бы посоветовала и педагогам своей гимназии, где работала. А Вы даже в отпуске читаете педагогическую литературу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Отпуск ещё не начался, так что работаем))

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".