28 января 2022

Вальхен. Ольга Громова

Бывает, что про книгу очень трудно написать отзыв: например, книга слишком формальная, пустая, не отзывается тема, а бывает, что писать трудно потому что понимаешь, что все слова будут бледным отражением твоих чувств, трудно говорить про книгу, потому что стыдно и больно за то, что происходило и до сих пор происходит.
 Книга Ольги Громовой «Вальхен», как и её же книга «Сахарный ребёнок» никого не оставит равнодушным ни эмоционально, ни интеллектуально. Эта та книга, которую надо прочитать всем. Надо прочитать и задать много вопросов, надо думать и анализировать жизнь...

В основе книги документальные события. Девочка Валя, живущая в приморском городе в Крыму, обычный подросток со своими планами на лето и на жизнь, оказывается в состоянии растерянности и непонимания, когда начинается война, администрация и армия покидают город и сдают мирное население немецким войскам. Отец добивается призыва на фронт, хоть и не сразу, старший брат уходит в партизаны, а Валя с мамой остаются на оккупированной территории. 

Умная девочка Валя  из интеллигентной и порядочной семьи впитала от родителей лучшие человеческие качества, она задаёт себе много вопросов, она многое видит, анализирует, а ответов нет: почему неожиданно за одну ночь пропали жители авиагородка, а ей только записка от подруги досталась, почему пропали все одноклассники, кто был крымскими немцами, почему никто их не защищал от фашистов, почему могучая советская армия, про которую им рассказывали в школе, всё время отступает, почему из города вывели всех евреев, как жить при новой власти, как жить и действовать, чтобы не стать изменником, но и суметь выжить между молотом и наковальней.

Вопросов много, а ответов нет. Всё время нужно суметь сделать правильный человеческий очень трудный выбор, принять правильное решение. У Вали с мамой это получается. А ещё Валя узнала, что понятия «друг» и «враг» не всегда однозначны, что понятия  «свой» и «чужой» часто перепутываются и меняются местами. Трудно на войне оставаться человеком.

Валю угнали в Германию, она попала под облаву, даже не простившись с матерью, она попадает в вагон поезда, в котором увозят рабочую силу в трудовые лагеря в Германии, хотя по возрасту не должна была там оказаться. И опять Вале везёт, ей попадаются хорошие люди, которые помогают ребёнку выжить и физически и морально. Валя и сама помогает людям чем может, а немцы, которые её взяли в семью даже стали ей родными людьми. 

Читая книгу не устаёшь удивляться людям. Эта книга, на мой взгляд, настоящий памятник простому человеку с обеих сторон фронта, кто не потерял морального облика, кто не потерял рассудка в военной неразберихе и абсурде. Автор очень хорошо объясняет читателю вопрос разделения армии и человека словами Клауса, главы семьи, где жила Валя, и словами дедушки, слова которого вспоминала Валя. Трудно представить жизнь людей, которых предали дважды: когда отдали в плен врага и когда после войны приравняли их к изменникам Родины, лишила любви, родных и близких. 

Не упускайте возможность встречи с хорошей книгой. Обязательно прочитайте «Вальхен» Ольги Громовой.

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! О, спасибо! Я очень люблю "Сахарный ребёнок", читала очень давно: http://svetlanakirsanova.blogspot.com/2014/11/blog-post.html
    Причём, тогда я лежала в роддоме))) Пронзительная книга. Уверена, что и "Вальхен" такая же. Спасибо, что познакомили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна! Правильное слово подобрали: пронзительная. Этот эпитет можно отнести к обеим книгам Ольги Громовой. Обязательно прочитайте!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Читала летом и "Вальхен", и "Сахарный ребенок". Замечательные книги, которые должен прочитать каждый! Сколько испытаний вынесли люди, дети! Сколько нужно было сил и мужества,и ещё-мудрости... Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Сегодня у меня 9-й день болезни, решила выбраться на прогулку, потому что уже тошно. Гуляла одна вечером в стороне от людей, а книга всё не шла из головы. Такие истории хорошо очищают ум и душу.

      Удалить
    2. Выздоравливайте, Надежда Владимировна! Эта книга меня тоже долго не отпускала....

      Удалить
    3. Спасибо, Наталия Викторовна! Думаю, что я тоже долго буду в мыслях возвращаться к этой истории.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна.
    Да, "Вальхен" очень хорошая книга, наверное одна из тех, что говорят правду.
    Без всякой там политизированность и излишнего патриотизма.
    http://irinakun.blogspot.com/2021/08/blog-post_28.html#more

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Книга написана отлично, она отлично подойдёт для чтения людям любого возраста, каждый поймёт, прочувствует. У автора очень трезвый взгляд на прошедшие события.

      Удалить
  4. Здравствуй, Надюша!
    Спасибо за рассказ о книгах. Не читала. Теперь очень хочу прочесть! Обе! Очень впечатлил твой отзыв. Верно: такие книги надо прочитать обязательно!
    Выздоравливай! Очень сильно тебе этого желаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Танюша! Мне бы очень хотелось, чтобы эти книги оказались у тебя. Я обе читала в электронном варианте, покупала на Литрес. Можно, конечно, и в бумажном купить, но подороже, конечно. Книги великолепные, до самой глубины пробирают!
      Спасибо за добрые слова, лечусь, стараюсь)

      Удалить
  5. К сожалению, книги Ольги Громовой не читала. Не нашла её книги ни в библиотеке, ни в кн. магазине.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ирина Михайловна, жаль. Книги достойные. Можно заказать чрез интернет или, как я, купить электронный вариант на ЛитРес

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Много читала в блогах об этой книге О. Громовой, но пока не читала. Её "Сахарный ребёнок" достоин внесения в школьную программу, хотя бы по внеклассному чтению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эта книга ничем не хуже, обязательно постарайтесь её прочитать, Людмила Фёдоровна!

      Удалить
  7. Я читала "Сахарный ребенок", брала в библиотеке. Книга произвела большое впечатление. "Вальхен" тоже хочу прочитать. Хорошо бы такие книги обсуждать на уроках литературы или истории!
    Надежда, вижу, что Вы сейчас читаете Наринэ Абгарян. Я эту книгу тоже прослушала, так душевно, герои становятся родными!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не знаю, читают ли люди, ответственные за школьную программу подобные книги, но действительно, давно пора освежить привычный список школьного чтения.
      Книгу Абгарян только что дочитала. Вы правы, персонажи книги стали родными, жаль расставаться, тем более про деревню, про жизнь простого люда я очень люблю читать.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Как же мне хочется прочитать эту книгу! Уже неоднократно встречала отзывы в блогах с пометкой: "Читать обязательно!".
    Мы с Вами уже не раз обсуждали тему дороговизны современных книг. Вот и сейчас, обратившись в интернет-магазины, ужаснулась цене на эту книгу – от 900 рублей до 1300. Остаётся ждать, когда её выпустит какое-нибудь другое издательство, и повесть Ольги Громовой станет доступна любому человеку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Вот и я, посмотрев на цены, решила купить электронную версию. Если Вы готовы прочитать книгу в электронном варианте, то я с удовольствием поделюсь. Я его покупала на ЛитРес в формате EPUB. Напишите мне через форму связи свою почту, я обязательно пришлю)

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Ваше предложение очень заманчивое. Уже начала писать Вам через форму обратной связи, но меня остановил формат книги. Дело в том, что я никогда не читала электронные книги. Нужна ли для этого специальная программа?

      Удалить
    3. Я читала и с андроида и с электронной книги. С компьютера не открывается. Попробуйте, если установить на телефон самую простую читалку ReadEra, то прочитаете. Про компьютер я просто не узнавала, наверняка есть и для него такая программа, просто у меня есть электронная книга. Очень удобно, хотя раньше я была противницей, мне только бумажные книги подавай. С неё читать удобнее, экран другого типа, не как у телефона или компьютера, глаза не устают.

      Удалить
  9. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Вот и Вы прочитали отличную книгу "Вальхен" Ольги Громовой.
    Ваш отзыв - яркий пример, что эту книгу читать нужно непременно. И детям, и взрослым. Но заставлять детей - не желаю. Да и как заставишь при таких ценах на книгу?
    У меня книга стоИт на книжной полке. Она будет перечитана, конечно.

    Мне очень понравилось, что Ольга Громова пишет и о тех немцах, которые не принимали политику Гитлера. Для детей ценный урок: плохие не немцы, а та идеология, которую многие из них несли.
    Спасибо Вам!
    Выздоравливайте! Главнее этого в данный момент ничего нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мне тоже нравится подход Ольги Громовой, которая показала, что не все немцы были фашистами, что идеология – опасная штука, надо думать головой.
      Спасибо!

      Удалить
  10. Обязательно прочту. Рада, что давно, с 2001 года, знакома с Ольгой Громовой. Оа была главным редактором газеты "Библиотека в школе", как главред писала колонки.Я каждый раз удивлялась, как она может вычленить главное из наносного.
    Сахарного ребенка сразу же прочитала, проводила читательские конференции и вебинары, на которых виртуально Ольга Константиновна присутствовала.
    К слову, вам ведь тоже можно ее пригласить. Ребята будут рады да и вы тоже)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! У меня ребята мелкие, это пока не их тема, они только обзорно узнают на классных часах о ВОВ, а книгу Громовой надо с подростками обсуждать, конечно.
      Вам повезло быть знакомой с таким человеком, передавайте при случае моё восхищение её творчеством!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Ольгу Громову знаю со времен, когда она была главным редактором первой сначала газеты, а потом и журнала для школьных библиотекарей. Для меня это имя символ профессионализма и определённого качества. "Сахарного ребенка" купила , прочла сама с большим трепетом и принесла в школьную библиотеку. "Вальхен" купила летом, но пока не прочла. Собираюсь с духом. Я стала очень болезненно реагировать на книги о войне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Ну надо же, Вы уже второй человек из блогодрузей, кто знает Ольгу Константиновну лично.
      Соглашусь с Вами, что с возрастом читать такие книги тяжелее, очень близко всё воспринимаешь. Я, кстати, закончила книгу Абгарян "С неба упали три яблока", так тоже очень остро реагировала на судьбу жителей умирающей деревни, так горько за них...

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".