07 октября 2018

Как подготовиться к научной конференции?

Не за горами XXI Школьная научно-практическая конференция, обычно это происходит в начале декабря . Уже надо определиться с темой, об этом я говорила на родительском собрании. А вот как действовать дальше, как правильно подойти к подготовке и написанию работы, к выступлению, мы не обсуждали. Я хочу предложить своим первоклассникам небольшие рекомендации, ведь для них это будет впервые. Кстати, в правой колонке блога, где отражаются самые популярные сообщения за месяц, я вижу и ссылки на публикации о прошлых научных конференциях «XIX ШНПК 2016г» и «XX ШНПК 2017г», а это значит, что родители или другие читатели блога уже озаботились этой темой и начали подготовку. Это очень хорошо! Как я и обещала, что к каникулам подготовлю небольшую помощь, так и делаю.
Чтобы работа имела шанс на победу на школьном и городском уровне, была интересна слушателям и особенно жюри, надо обратить внимание на такие моменты.

Тема должна быть близка и интересна ребёнку. 
Если тема навязана родителями без учёта интересов ребёнка, то такая работа не будет звучать в устах ребёнка, как бы хорошо родители не приготовили печатный вариант работы. Обычно такие выступления сопровождаются неуверенностью, отсутствием живости и яркости речи, ошибками, да и на вопросы жюри, особенно каверзные на уровне города, ребёнок не сможет ответить достойно. Да-да, жюри за многие годы насмотрелись и наслушались многого, стали привередливыми и очень разборчивыми. Кроме того тема работы должна быть в принципе близка детскому периоду жизни. Вряд ли ребёнку интересны вопросы династий царских семей, политические закулисные игры и т.п. Хотя на моей памяти была подобная работа, но мне кажется, что жюри просто было в шоке от сочетания такой информации и визуального наблюдения мальчишки-третьеклассника, который важно вещал об исторических фактах. Я не отрицаю, что есть уникальные дети, которых не очень увлекают классические детские темы, но всё же будьте осторожны с таким оригинальным выбором, это может выглядеть и звучать надуманно, искусственно.


Тема должна быть актуальна, современна.
Очень выигрышно смотрятся выступления на современные темы, о том, что на устах, о том, что является свежим. Или, как вариант, наоборот, тема забытая или классический какой-то вопрос на новый лад, поданный в современном ракурсе.
Работы на избитые природоведческие темы уже не идут, не побеждают. Хотя, скажу я вам, имеют право на существование, если вашей целью не является выступление на школьном и городском уровне. А зачем тогда, спросите вы? А затем, чтобы робкий ребёнок мог сделать с родителями интересную работу, мог сделать первые шаги в публичных выступлениях, попробовал этот вид работы на вкус и выступил на уровне класса. Уж перед одноклассниками выступают точно все, кто пожелает. 
Хотя бывает, что и такие темы занимают места на городе. В позапрошлом учебном году на городе заняла 2 место работа «Сладкий незнакомец» про сахар, которая была интересно раскрыта, а годом раньше Дима Кондаков смог так преподнести тему «Соль в соли», что работа заняла 1 место на городе. Тут и подход к раскрытию темы, и яркость, уверенность выступления, и погружение ребёнка в тему, и ответы на вопросы жюри–это всё добавляет веса к простым природоведческим темам.
Вот для примера ещё несколько интересно подобранных тем из прошлых лет, которые становились победителями в школе или на городе: «Приключения табурета в царстве математики» ( о научном подходе к игре в конструктор, о том, как простую игру ребёнку физико-математического Лицея можно показать через призму математики) и работа того же направления и того же ученика «Кручу-верчу, изучить хочу» ( о модной игрушке спиннер, на который тоже посмотрели с точки зрения математики и физики).


Тема должна быть живой.
Будет здорово, если тема не просто родиться для ШНПК, а жила до или после конференции и это должно быть отражено в работе. Например, 
«Маленькая батарейка–большой вред» и «Мой первый экологический опыт: откуда берётся мусор и как с ним бороться?»–эти две темы попали в кон по причине актуальности темы экологии в последнее время, по причине их прикладного подхода и близости к жизни детей, их непосредственному участию и погружению в тему, т.е. темы живые, не надуманные (акция по сбору батареек уже жила до ШНПК и живёт уже не первый год, а по второй работе ребёнок участвовал в экологическом городском конкурсе и занял 3 место, о чём тоже было упомянуто в работах). Работа «Сто и один хвостик» про волонтёрскую помощь семьи, оказываемую приюту животных, не стала победителем, но этот факт попала в сборник Летопись добрых дел Всероссийской акции «Протяни руку помощи». Волонтёрская помощь была организована семьёй ученика до конференции в масштабе школы. На мой взгляд, если бы тему развить посерьёзнее и помасштабнее, то она имела бы шансы на успех и победу, ведь эта тема сейчас тоже актуальна. Хотя, такие вещи делают не задумываясь о победе, а ради добра.



Важный нюанс при выборе темы.
Да, без практичного подхода тоже трудно бывает победить. Это я о том, что если вы всё-таки настроены серьёзно и очень хотите взять Диплом на городском уровне, то советую вам не брать темы по естествознанию, т.к. это самая многочисленная по участникам секция. Или вам придётся поломать голову над оригинальностью подхода к освещению темы. Сами понимаете, чем больше участников, тем меньше шансов, да и жюри уже всего насмотрелось и удивить их будет трудно. На городском конкурсе для начальных классов предлагаются такие секции:
-       русский язык;
-       литература;
-       математика;
-       информатика;
-       искусство и культура;
-       декоративно-прикладное искусство;
-       история;
-       краеведение;
-       педагогика;
-       психология;
-       обществознание;
-       естествознание;
-       экология и валеология;
-       экономика;
-       иностранный язык;
-       техническое творчество;
-       робототехника.

Работа должна быть авторской
.
Сейчас изобрести что-то новое и оригинальное уже трудно, но это не даёт право выдавать чужую работу за свою. Никто не запретит вам набраться идей в интернете, но переделать их на свой лад, пропустить тему через себя вы обязаны. Тем более, что все работы, которые идут на город, проверяются через антиплагиат. Уважайте чужой труд, не становитесь на путь пиратства. Я думаю, что вы и сами прекрасно справитесь с работой!


Практическая работа, а не доклад.
Ещё один большой минус некоторых работ, которые присылают родители на проверку–это информационный, не практический характер, т.е. «я узнал и сообщаю вам». Да-да, прежде чем идти на конференцию, нужно прислать учителю работу на проверку, на редактирование, работу надо обсудить и проработать. Только работу надо присылать сильно заранее, так как на проверку всех желающих ещё надо умудриться найти время, всё прочитать, обдумать и внести коррективы, а это за 
неделю до конференции не сделаешь, да практика в работе не появится за неделю.
Так вот, практичность работы должна быть отражена в работе через наблюдения и фиксацию результатов, опыты, эксперименты, живые процессы, акции, организацию какого-то действия (опросы, анкетирование, сбор, волонтёрство и т.п.). Ребёнок должен быть активным участником этого процесса, а не наблюдателем, что хорошо бы подтвердить фотографиями. Результат должен быть живым, он может быть представлен в виде памяток, буклетов, поделок, атласов, сборников, костюмов, видеороликов и т.д. и т.п., каких-то объектов, которыми можно пользоваться, применять в жизни. Но в жизни можно применять и просто знания, поэтому результат может быть не вещественным, а просто жизненным опытом, которым могут воспользоваться слушатели конференции и сам выступающий ребёнок.

Выступление и презентация работы.
Не будем изобретать велосипед. По поводу оформления презентации уже написано и сказано много, поэтому просто дам ссылку на один материал, который достаточно подробно напоминает правила работы при оформлении презентации.

По поводу самой защиты, как выступления ребёнка, хочу от себя добавить. Не относитесь слишком серьёзно к оценке жюри. В любом случае это субъективная оценка, но всё же это взгляд со стороны. Согласитесь, что большинство родителей смотрят на своего ребёнка по-другому. Конечно, для папы с мамой он самый-самый и его выступление замечательное, даже если это не совсем так. Но со стороны и не предвзято выглядит всё иначе. Постарайтесь при подготовке объективно оценить возможности: дикция, ритм и темп речи, внешний вид, самообладание, живость подачи, харизма. Всё это важно и имеет значение. Хороший материал я нашла в интернете с рекомендациями к живому выступлению. 
(К сожалению, источника не знаю, но в памятке указано, что она составлена на основе учебного модуля № 5 мастер-класса «Проектная деятельность для начинающих и не только» (рук. Кугут И.А., Меркушева Н.Ю.)

Памятка для подготовки публичного выступления.

1. Общие рекомендации.
· Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
· Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.
· Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
· Употребляйте только понятные вам термины.
· Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
· Подумайте и составьте возможные вопросы.


2. Техника подготовки. 

· Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности. 
· Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
· Заранее продумайте детали своего рабочего места.
· Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
· Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.


3. Рекомендации выступающему. 
· Начните свое выступление с приветствия.
· Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
· Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
· Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
· Старайтесь ответить на все вопросы.


4. Вопросы оппонентов. 
· Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
· Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
· На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
· Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
· Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
· После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
· Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте. 


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Согласитесь, когда что-то делаешь в первый раз, лучше всего видеть образец. Так 
лучше представляешь результат, так размытая картина неведомого процесса подготовки проекта обретает более конкретные и чёткие очертания. Прекрасно это знаю и понимаю, поэтому предлагаю вам прочитать некоторые материалы. Во-первых, это «Положение о городском конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь» для обучающихся 1-4 классов. Они есть у меня, можно спросить или на сайте ГЦИР Тольятти. Чтобы не переделывать работу два раза, в том случае, если работа будет рекомендована для защиты на город, то лучше сразу делать её в соответствии с этими критериями. Только, уважаемые родители, отнеситесь к оформлению серьёзно, внимательно читайте требования, чтобы не тратить время на переделку.
Работа Кондакова Димы «Приключения табурета в стране математики» и презентация к работе.

Вот, пожалуй, и всё. Если я что-то упустила, не стесняйтесь и пишите в комментариях, я обязательно отвечу и это будет полезно всем.


4 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Вот это материал!!!! Для подготовки к конференции ох как нужен, огромная благодарность за предоставленный пост. Воспользуюсь вашей ссылкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна! Постаралась написать самое важное из жизненного)) С ссылкой, конечно, пользуйтесь на здоровье))

      Удалить
  2. Надежда Владимировна! Не перестаю Вами восхищаться! Спасибо за материал, пользуюсь с Вашего разрешения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой спасибо, Светлана Юрьевна! Не то чтобы что-то гениальное, но из опыта работы, так сказать, чтобы не повторять всем и каждому несколько раз))
      Пользуйтесь, конечно, рада, если информация пригодится и будет полезным.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".