01 июня 2018

Читательское лето после 3 класса

Многие ответственные родители беспокоятся о том, что будет читать ребёнок летом, как правильно и полезно организовать его читательское лето. Поэтому по традиции учителя дают детям и родителям списки. Это важно, чтобы дети не потеряли читательские навыки, приобретённые в учебном году, ведь читать это прежде всего понимать, прочитанное, а не просто складывать из букв слова. Книги, как всем известно, это источник информации, это способ развития орфографической зоркости, эмоционального интеллекта, это развитие словарного запаса. Это и хороший способ развития ораторского искусства, ведь читать вслух труднее, чем про себя. Конечно, эти списки примерные, их составлено великое множество. Многие произведения в списках повторяются и, скорее всего, это что-то из детской классики, а есть и более свежие произведения, ведь появляются и новые писатели, новые книги.

Ни одного списка составленного и утверждённого Министерством образования нет, и это понятно. Чтение должно приносить удовольствие и пользу. Если с пользой всё более менее ясно и можно учесть этот фактор, подбирая книги, то вот с интересом труднее, так как это дело индивидуальное. Да и читательский багаж у детей разный. Кто-то читает только произведения из учебника литературы, а кто-то поглощает книгу за книгой.

Поэтому, по просьбам родителей, чтобы просто сориентировать наших читателей, дать примеры детских произведений, которые будут полезны, предлагаю два списка, а дети и родители уже смогут выбрать из них то, что по душе.

В качестве советов от себя:
  • Не заставляйте читать всё подряд, а предлагайте. Пусть ребёнок сам выберет, что ему по вкусу.
  • На мой взгляд, лучше всего читать книги в бумажном варианте. Кроме варианта купить, есть ещё вариант с обменом среди друзей, соседей, родственников и одноклассников, а ещё во многих кварталах есть детские библиотеки.
  • Считается, что по объёму детям, окончившим 3 класс, надо читать не менее 40 страниц в день и не обязательно за один раз. Очень полезно периодически читать вслух.
  • Чтобы научить ребёнка не просто воспринимать информацию из книги, а ещё и думать, анализировать, надо обсуждать прочитанное. Родители должны попросить рассказать кратко о прочитанной книге, задать вопросы. В идеале это должны быть вопросы на воспроизведение фактов и на размышления. А ещё правильный читатель должен при чтении задавать взрослым вопросы, когда встречает в тексте непонятные слова и выражения.
Как я уже говорила, списков много. Мне понравились два варианта, но вы вполне можете найти и другие. Думаю, что продвинутые читатели нашего класса уже некоторые книги прочитали, но выбор тут большой.

Фольклор.
  1. Троянская война и ее герои. Приключения Одиссея (в пересказе для детей).
  2. В стране легенд. Легенды минувших веков в пересказе для детей.
  3. Баллады о Робин Гуде.
Литературная сказка.
  1. В. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
  2. Э. Гофман. Щелкунчик и Мышиный король.
  3. Л. Кэролл. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
  4. Г. М. Цыферов. Тайна запечного сверчка.
  5. С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
О детях и для детей.
  1. Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Пятнадцатилетний капитан. Таинственный остров.
  2. Д. Гринвуд. Маленький оборвыш.
  3. Д. Додж. Серебряные коньки.
  4. В. Осеева. Динка.
  5. В. Крапивин. Оруженосец Кашка.
  6. Л. Кассиль. Великое противостояние. Кондуит и Швамбрания.
  7. Е. Велтистов. Приключения Электроника.
  8. В. Железников. Мальчик с красками. Голубая Катя.
О природе и животных.
  1. Д. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Емеля-охотник.
Русская классика. Проза.
  1. Л. Толстой. Зеленая палочка (отрывок из «Исповеди»).
  2. А. Толстой. Детство Никиты.
  3. Л. Чарская. Сибирочка. Записки гимназистки.
Басни. Лирика. Поэмы.
  1. И. А. Крылов. Квартет. Свинья под дубом.
  2. А. С. Пушкин. «Люблю тебя, Петра творенье…». Няне. Туча. Птичка.
  3. И. И. Козлов. Вечерний звон.
  4. А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…».
  5. Ф. Тютчев. «Неохотно и несмело…».
  6. И. А. Бунин. Листопад (отрывок).
Расширенный круг чтения:

Фольклор.
  1. З. Косидовский. Библейские сказания.
  2. С. Лагерлеф. Сказания о Христе.
Литературная сказка.
  1. М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб.
  2. А. Волков. Желтый туман. Тайна заброшенного замка.
  3. Кир Булычев. Путешествие Алисы.
  4. Толкиен. Хоббит, или туда и обратно.
О детях и для детей.
  1. А. Линдгрен. Приключения Калле Блюмквиста.
  2. Г. Мало. Без семьи.
  3. Д. Свифт. Приключения Лемюэля Гулливера.
  4. М. Твен. Приключения Тома Сойера.
  5. В. Голявкин. Рисунки на асфальте.
  6. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
  7. Ю. Сотник. Гадюка.
  8. Ю. Яковлев. Верный друг. Где стояла батарея.
О природе и животных.
  1. В. Астафьев. В тайге, у Енисея.
Русская классика. Проза.
  1. В. И. Даль. Ось и Чека. Война грибов с ягодами. Кузовок.
  2. К. Аксаков. Детские годы Багрова-внука.
  3. А. Платонов. Сухой хлеб. Любовь к родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие).
  4. А. Цветаева. Из произведений (Детство).
  5. Б. Зайцев. Из произведений (Домашний лар).
  6. Л. Чарская. Княжна Джаваха. Записки институтки (Соперницы).
Обязательно прочти!
  1. Абрамцева Н. К. Сказки для добрых сердец
  2. Бёрнетт Ф.Э. Маленький лорд Фаунтлерой. Маленькая принцесса. Таинственный сад
  3. Гринвуд Дж. Маленький оборвыш
  4. Грэм Кэннет. Ветер в ивах
  5. Гэллико П. Томасина. Ослиное чудо
  6. Лондон Дж. Белый клык
  7. Киплинг Р. Пак с волшебных холмов
  8. Крапивин В. П. Алые перья стрел. Мальчик со шпагой
  9. Коринец Ю. И. Привет от Вернера. Там вдали за рекой…
  10. Линдгрен А. Расмус-бродяга. Приключения Эмиля из Леннеберги. Мы на острове Сальткрока. Мадикен и Пимс из Юнибаккена
  11. Метерлинк М. Синяя птица
  12. Ю. К. Олеша. Три толстяка
  13. Пастернак Б. Л. Детство Люверс
  14. Пришвин М. М. Кощеева цепь. Мирская чаша
  15. Шварц Е. Л. Снежная королева. Тень. Два клена. Дракон
  16. Энде М. Бесконечная книга. Приключения Джима Пуговки. Момо. Волшебный пунш.
  17. В. Г. Кротов. Волшебный возок. Червячок Игнатий и его друзья. Червячок Игнатий и его друзья и его мечты. Червячок Игнатий и его друзья и его открытия.
  18. А. Аверченко. Рассказы для детей.
  19. Н. Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко. Озорные рассказы.

И ещё один хороший вариант такого списка:
А 
  1. Аксаков С. – «Аленький цветочек» 
  2. Андреев Л. – «Кусака» 
  3. Астафьев В. – «Стрижонок Скрип», «Весенний остров», «Конь с розовой гривой» 
  4. Андерсен Г.Х. – «Русалочка», «Улитка и розовый куст» 
  5. Алексеев С. – «Рассказы о войне 1812 года», Рассказы о Суворове и русских солдатах», Сто рассказов из русской истории» 
  6. Акимушкин И. – Следы невиданных зверей» 
Б 
  1. Баум Ф. – «Волшебник страны ОЗ» 
  2. Бажов П. – «Серебряное копытце», «Уральские сказы», «Голубая змейка» 
  3. Бианки В. – «Оранжевая шейка» 
  4. Булычев К. – «Путешествия Алисы», «Девочка с планеты Земля» 
  5. Бернет Ф. – «Маленький лорд Фаунтлерой» 
  6. Барри Д. – «Питер Пен» 
  7. Брэдбери Р. – «Все лето в один день» 
  8. Болотов А. – «Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные им для своих потомков» 
  9. Берестов В. – «Как найти дорожку» и др. рассказы 
  10. Благинина Е. – стихи 
В 
  1. Велтисов Е. – «Приключения Электроника» 
  2. Воскобойников В. – «Жизнь замечательных детей» книги 1, 2, 3 
  3. Волков А. – «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей» 
  4. Воронова Л. – Рассказы 
Г 
  1. Гарин-Михайловский Н. – «Детство Тёмы» 
  2. Гайдар А. – «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Голубая чашка» 
  3. Губарев В. – «Королевство кривых зеркал» 
  4. Гаршин В. – «Сказка о жабе и розе» 
  5. Гофман Э. – «Щелкунчик и мышиный король» 
  6. Гюго В. – «Гаврош», «Козетта» 
  7. Гурьян О. – «Мальчик из Холмогор» 
  8. Гауф В. – «Холодное сердце», «Карлик нос» 
  9. Георгиев С. – «Домик солнечного зайца» 
  10. Гершензон М. – «Робин Гуд» 
Д 
  1. Дмитриев Ю. – «О природе для больших и маленьких» 
  2. Драгунский В. – «Девочка на шаре», Главные реки», «Что любит Мишка?», «На садовой большое движение» 
  3. Даррелл Д. – «Моя семья и другие звери» 
  4. Диккенс Ч. – «Приключения Оливера Твиста» 
  5. Дуров В. – «Мои артисты», «Мои звери» 
  6. Даль В.И. – Про мышь зубастую и про воробья богатого» 
Е 
  1. Ершов П. – «Конек-горбунок» 
Ж 
  1. Житков Б. – «Как я ловил человечков», «Что бывало» 
  2. Жуковский В. – «Мальчик с пальчик» 
З 
  1. Зощенко М. – «Ёлка», «Галоши и мороженое», Глупая история» 
  2. Зальтен Ф. – «Бемби» 
  3. Заходер Б. – Стихи 
И 
  1. Ильина Е. – «Четвертая высота» 
  2. Иванов С. – «Зимняя девочка» 
К 
  1. Крылов И. – Басни 
  2. Коваль Ю. – «Соловьи», «Приключения Васи Куролесова» 
  3. Козлов С. – «Ёжик в тумане» и др. сказки 
  4. Киплинг Р. – «От чего у верблюда горб», «Маугли», «Рики-Тики-Тави» 
  5. Куприн А. – «Барбос и Жулька», «Белый пудель» 
  6. Катаев В. – «Сын полка» 
  7. Кэролл Л. – «Приключения Алисы в стране чудес» 
  8. Крюкова Т. – «Невыученные уроки», «Чудеса не понарошку» 
  9. Крапивин В. – «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» 
  10. Курчевский В. – «Быль сказка о карандашах и красках» 
Л 
  1. Ларри Я. – «Необычайные приключения Карика и Вали» 
  2. Лагерлеф С. – «Путешествие Нильса с дикими гусями» 
  3. Льюис К. – «Лев, ведьма и платяной шкаф» 
  4. Лагин А. – Старик Хотабыч» 
  5. Лермонтов М. – «Ашик-Кериб», стихи 
  6. Линдгрен А. – «Мио, мой Мио» 
  7. Левитан Е. – «Сказочные приключения маленького астронома» 
  8. Лесков Н. – «Лев старца Герасима» 
М 
  1. Мамин-Сибиряк Д. – «Приемыш», «Аленушкины сказки» 
  2. Метерлинк М. – «Синяя птица» 
  3. Маршак С. – стихи 
  4. Михалков С. – стихи 
  5. Мориц Ю. – стихи 
Н 
  1. Некрасов Н. – «Дед Мазай и зайцы» 
  2. Носов Н. – «Витя Малеев в школе и дома» 
О 
  1. Одоевский В. – «Городок в табакерке», «Бедный Гнедко» 
  2. Олеша Ю. – «Три толстяка» 
  3. Осеева В. – «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается» 
  4. Остер Г. – стихи 
П 
  1. Перро Ш. – «Рикки с хохолком» 
  2. Паустовский К. – «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Дремучий медведь», «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога» 
  3. Петрушевская Л. – сказки 
  4. Пройслер О. – «Маленькое привидение», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной» 
  5. Прокофьева С. – «Ученик волшебника», «Астрель и хранитель леса» 
  6. Пушкин А. – стихи и сказки 
  7. Пришвин М. – «Выскочка», «Курица на столбах» 
  8. Погорельский А. – «Черная курица или подземные жители» 
  9. Пивоварова Г. – «По страницам занимательной географии» 
  10. Платонов А. – «Солдат и царица», «Волшебное кольцо» 
Р 
  1. Родари Д. – «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения голубой стрелы» 
  2. Распе Э. – «Приключения Мюнхаузена» 
С 
  1. Сетон-Томпсон Э. – «Уличный певец», Рассказы о животных 
  2. Свифт Д. – «Путешествия Гуливера» 
  3. Сент-Экзюпери А. – «Маленький принц» 
  4. Скребницкий Г. – «Сказки следопыта», «Лесной голосок» 
  5. Сладков Н. – «Бюро лесных услуг» 
  6. Снегирев Г. – «Маленькое чудовище» 
  7. Сабитова Д. – Цирк в шкатулке» 
Т 
  1. Тютчев Ф. – стихи 
  2. Треверс П. – «Мери Поппинс» 
  3. Твен М. – «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» 
  4. Томин Ю. – «Карусели над городом», «Шел по городу волшебник» 
  5. Тургенев И. – «Собака» 
  6. Толкиен Д. – «Фермер Джайлс из Хема», Кузнец из большого Бутона» 
  7. Токмакова И. – «Маруся еще вернется» 
У 
  1. Ушинский К. – «Сумка почтальона», «Слепая лошадь» 
Ф 
  1. Фет А. – стихи 
Х 
  1. Харрис Д. – «Сказки дядюшки Римуса» 
  2. Хогарт Э. – Мафин и его веселые друзья» 
Ч 
  1. Чехов А. – «Мальчики», «Каштанка», «Белолобый», «Беглец», «Детвора» 
  2. Чаплина В. – «Питомцы зоопарка» 
  3. Чарская Л. – «Записки маленькой гимназистки» 
  4. Чуковский К. – «Серебряный герб» 
  5. Черный С. – «Серебряная елка» 
Ш 
  1. Шварц Е. – «Сказка о потерянном времени» 
Э 
  1. Эзоп – Былины 
Я 
  1. Янссон Т. – «Сказки про Муми-троля»
А также
  1. Былины Киевского цикла 
  2. Русские волшебные сказки и сказки народов мира. 
  3. Мифологические сюжеты Древней Греции.

Так как я буду вести литературное чтение у ребят в 4 классе, то по традиции мы готовим презентацию прочитанных книг. О том, как это делать, ребята и родители уже знают, ведь каждый год у нас проходит защита читательского летнего опыта. Чтобы вспомнить, вы можете заглянуть в итоги летнего чтения, например, за 2 класс.

Напоминаю, что правильно, если вы помещаете в презентацию фотографии своих рисунков (ярких и качественных), а не картинки из книги. Когда вы представляете книгу кратко, то не надо её пересказывать, надо сообщить тему и идею книги (о чём и для чего написана, чему учит), а вот одну книгу, которая больше всего понравилась, уже нужно представить чуть более подробно, например, зачитать или пересказать наиболее интересные моменты, чтобы ребята заинтересовались и тоже прочли эту книгу по вашему совету.

Удачного вам читательского лета! 
Читайте много и с интересом! 
К сентябрю готовим представление прочитанных книг!

Напоминаю, что дети получили в библиотеке все необходимые для 4 класса учебники. Храните бережно, не теряйте!

6 комментариев:

  1. Здравствуй, дорогая Надежда Владимировна! Знаю, знаю, какая ты любительница чтения! У такого педагога-книголюба и ребята в классе обязательно должны любить книги и чтение! Прошлым летом ребята нашего класса читали многие произведения из предложенных списков. В сентябре был традиционный обзор летнего чтения. Было очень приятно, что ребята читали много, произведения выбирали разные по жанру. Многие интересно представили прочитанные книги. Желаю ребятам прочитать летом много интересных книг, узнать новое, получить незабываемые впечатления!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Танюша Николаевна! Эх, если бы всё было так просто. К сожалению, любовь к чтению почему-то не передаётся всем детям. Да и книг дома сейчас не у всех увидишь.
      Я тоже желаю, чтобы все дети и взрослые нашли время для этого увлекательного процесса, научились любить книги и испытывали потребность в чтении!

      Удалить
  2. Замечательная Азбука читательского лета. Сегодня замечательный праздник-День защиты детей. Поздравляю всех, пусть дети будут счастливы. А родителям хочу пожелать:
    Пусть у вашего ребенка
    Будет радостною жизнь,
    Пусть всегда смеется звонко,
    Пусть не знает взрослой лжи.
    И сегодня – в день защиты
    Наших с вами малышей,
    Будут пусть сердца открыты,
    Чтоб любить своих детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Спасибо за поздравление ребят. Я думаю, что хорошее чтение–это тоже часть счастливого детства!

      Удалить
  3. Спасибо за список литературы, Надежда Владимировна! Буду контролировать чтение. Что-то теряется интерес у нас к книге. Стараюсь его возвращать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот бы не подумала, что Лиза может потерять интерес к книге. Мне кажется, что она у Вас, Ольга Николаевна, уже закоренелый читатель! Может просто маленькая передышка нужна в конце учебного года, чуть-чуть. А может и игры да соцсети манят. Взрослым трудно от них удержаться, а дети-то легче поддаются, тем более, когда все ровесники только этим и увлечены.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".