Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься.

09 мая 2018

С Днём Победы! 73-я годовщина.

Здравствуйте.
7 мая студентка 2 курса Шибанова Алёна Александровна проводила в 3 Г классный час на тему «Война глазами детских писателей». Я считаю, что это очень трудная тема. Во-первых не всё можно рассказать детям начальной школы, а без этого «всего» война, конечно же будет для них фактом проявления мужества людей, опасного времени для народа и всего государства, но действительно понять и прочувствовать они этого не смогут. Во-вторых, даже для их родителей это время, о котором они только слышали, читали, смотрели фильмы, а для детей это очень давнее время, которое им трудно понять. Но всё равно об этом надо рассказывать:


Далеко в историю уходят жестокие и страшные события, в которых участвовали наши

деды и прадеды. В тылу не жалели сил, трудились для Великой Победы и старшие и младшие. А сколько детей встали на защиту Родины наравне со взрослыми? Какие подвиги они совершали?

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Тогда и началась Великая Отечественная война за честь и независимость нашей Родины. В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи для фронтовиков, дежурили на крышах домов при воздушных налётах. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на захваченной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов и т.д.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.
В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.
По ряду объективных причин, таких как уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., во время войны стало невозможным всеобщее обязательное обучение, начатое в 30-е годы. Но обучение детей не останавливалось. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников

не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи. 
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему не последнюю роль в этом играют произведения писателей.
Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать?
После вступительной информации, ребята прослушали отрывки из книг о войне, героями которых стали их ровесники. Простые мальчики и девочки испытали то, что современным детям очень трудно даже представить. Целью этого классного часа было заинтересовать детей литературой о Великой Отечественной Войне. А книги о ровесниках должны им понравиться. 
Алёна Александровна зачитала некоторые отрывки из рассказов и представила краткое содержание некоторых книг:
Ж. Браун: «Юта Бондаровская»
Б. Лавренёв «Разведчик Вихров»
Н. А. Надеждина «Партизанка Лара»
Л. Ф. Воронкова: "Девочка из города".
Чтобы облегчить ребятам выбор, мы раздали им список некоторых книг:
Список книги на тему "Дети и война": 

1. С. П. Алексеев: "Богатырские фамилии", "Рассказы о полководцах", "Рассказы о Великой Отечественной войне".
2. Ж. Браун: "Юта Бондаревская".
3. Л. Ф. Воронкова: "Девочка из города".
4. В. Ю. Драгунский: "Арбузный переулок".
5. Л. А. Кассиль: "Дорогие мои мальчишки", "Твои защитники", "Рассказ об отсутствующем", "Огнеопасный груз", "У классной доски", "Володя Дубинин" и "Улица младшего сына" (эти две книги написаны в соавторстве с Л. М. Поляновским), "Черемыш - брат героя".
6. Валентин Катаев: "Сын полка".
7. Ю. Корольков о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.
8. Б. Лавренёв: "Разведчик Вихров".
9. А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо".
10. Н. А. Надеждина: "Партизанка Лара".
11. В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи".
12. К. Г. Паустовский: "Похождения жука-носорога".
13. Константин Симонов: "Сын артиллериста".
14. А. А. Соколовский: "Валерий Волков".
15. Е. И. Суворина: "Витя Коробков".
16. И. Турчинин: "Крайний случай".
17. Ю. Я. Яковлев: "Девочки с Васильевского острова", "Как Серёжа на войну ходил", "Где стояла батарея".


В конце мероприятия мы предложили ребятам попробовать себя в роли писателей и порассуждать на тему «Дети против войны. Что делать взрослым, чтобы войны больше никогда не было?», а ещё нужно было раскрасить танк, чтобы он из страшной разрушительной машины превратился в мирную технику. Размышления ребят  публикуются в оригинале.
Кроме того, на сайте Лицея появилось видео «Бессмертный полк». Автор–Живолуп Александр Георгиевич. Ребята нашего класса тоже приносили материал о своих родственниках, которые воевали во время Великой Отечественной войны, их материал есть в этом видеоролике:
Поздравляем всех читателей блога с праздником Победы! Мира, любви, спокойствия, благодушия и добра!

12 комментариев:

  1. Надежда Владимировна, С ДНЁМ ПОБЕДЫ!!!
    Это самый главный праздник нашего народа! И каждый год детям необходимо рассказывать о войне, да, далёкой, но очень близкой. К счастью, живы ещё свидетели Великой Отечественной.
    Дети на войне - тема не просто тяжёлая, а очень тяжёлая. Но и говорить, Вы правы, необходимо. О пионерах-героях, о маленьких бойцах...
    Спасибо студентке, спасибо Вам!
    Очень понравились высказывания ребят! Главное - их понимание ценности мира.
    P.S. Фамилия Юты - БондарОвская (писАла я о ней в блоге: http://olgagolubeva.blogspot.ru/2015/04/1928-1944.html).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. С Днём Победы! Спасибо за отзыв, согласна с вами. Мне высказывания ребят тоже понравились, иногда немного нескладно звучит, но суть правильная.

      Удалить
  2. С Днем Победы, Надежда Владимировна и ребята!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С праздником, Анна Анатольевна! Мира, мира и ещё раз мира! Пусть близкие и работа радуют, здоровье не подводит и настроение всегда остаётся прекрасным!

      Удалить
  3. С Великой Победой, Надежда Владимировна! Дети войны - это особенная тема, до слез пронзительная и проникновенная, хотя, признАюсь, любая военная история о людях, подвигах и самых простых делах вызывает слезы и боль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна. С праздником! С Днём победы! Мира и здоровья вашей семье, радости и добра, счастья и спокойствия! Я на такие душещипательные темы вообще с трудом могу говорить. На уроке ребёнок пересказывал рассказ "Алый" про погибшую собаку, так у меня сразу слёзы. Поражаюсь, как люди во время войны смогли выстоять!

      Удалить
  4. С праздником, Надежда Владимировна! С Великой Победой! Мира и добра нам всем!
    Смотрели с детьми фильм "Девочка из города" и "Мама я жив". Сколько вопросов, сколько эмоций было у ребят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна. С праздником! Я в юношестве очень-очень любила читать книги про войну, а сейчас что-то остро реагирую, слёзы сразу проступают. Мира и добра нам всем!

      Удалить
  5. С праздником, Надежда Владимировна и ребята! Поздравляю с Днем великой Победы! Этот день всегда будет напоминать нам о том, что народ смог объединиться и защитить свою Родину. Желаю мирного неба!

    Желаю всем ветеранам и свидетелям тех дней долгих лет жизни, здоровья и счастья, а их детям и внукам – гордости за свою семью, за свой народ и удачи во всех светлых начинаниях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, спасибо, спасибо, Анна Борисовна! Важный праздник и слова очень важные! Пусть память о тех днях сохраняет имена и события, чтобы люди не повторяли больше таких ошибок.

      Удалить
  6. Праздник мира в стране и весны.
    В этот день мы солдат вспоминаем,
    Не вернувшихся в семьи с войны.
    В этот праздник мы чествуем дедов,
    Защитивших родную страну,
    Подарившим народам Победу
    И вернувшим нам мир и весну!
    с праздником1 С Днем Победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Михайловна! Очень приятно Вас видеть в гостях. С праздником! С Днём Победы! Пусть наших семей не коснутся подобные события, пусть только мир, любовь и счастье приходят в наши дома.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".