Помогаем выполнять домашние задания

Автор: Виктория Виноградова. Источник статьи.
Ты меня слышишь?
Избирательный слух – это черта присущая каждому ребенку. Промелькнувшая случайно в родительском разговоре фраза о том, что на выходных планируется совместный поход в кино не ускользнет от детского уха, а сказанное уже в десятый раз мамино "пора ужинать!", кажется, так и повиснет в воздухе, пока мама не перейдет к более жестким мерам.Как же мы можем достучаться до ребенка и избавить себя от необходимости бесконечно повторять наши просьбы или указания?

Для начала хорошо бы заручиться уверенностью, что ребенок нас слышит. Причин «глухоты» может быть множество: ребенок действительно не услышал (находился в другой комнате, например); ребенок увлечен чем-то интересным и внешние звуки не доходят до его сознания; ребенок расстроен, рассержен и не хочет никак реагировать. Поэтому всегда старайтесь обращаться к ребенку, находясь рядом с ним. Если ребенок чем-то занят и есть реальная необходимость его отвлечь, окликните его сначала, попросите посмотреть на вас. Хорошо если вы поддерживаете зрительный контакт - это верный способ донести нужную вам информацию. Особенно это важно с маленькими детьми.

Выработайте привычку сообщать информацию только один раз, максимум два раза, (чтобы уж точно убедиться, что вас услышали). Это довольно сложный навык, так как мы зачастую сами выросли в условиях, где нам все повторяли по двадцать раз. Нашими родителями тогда и нами сейчас двигало и движет желание добиться послушания в ответ на свое требование во что бы то ни стало. Но нет ничего страшного если ребенок пропустит ужин или опоздает на него, зато с большой долей вероятности, когда сын или дочь все же появятся на кухне и с недоумением обнаружат, что их ужин остыл или придется есть одиночестве, в следующий раз они будут более внимательно относиться к вашим словам.


Меньше слов – больше информации. Старайтесь выражать свои мысли максимально четко и лаконично без длинных объяснений и предисловий: "Ужин на столе!" вместо "Я уже все приготовила и накрыла на стол, приходите ужинать!". И чем ребенок младше, тем меньше слов следует использовать для сообщения указаний и запретов. Используйте только самые лаконичные и информативные слова и фразы: "Иди в ванную, вымой руки", "Снимай шапку, затем варежки, затем куртку". Не старайтесь преуспеть в вежливости, когда пытаетесь добиться от малыша выполнения инструкций – лишняя информация только сбивает с толку. То, что вы строите ваши фразы без вежливого слова «пожалуйста», совсем не значит, что вы неуважительно обращаетесь с малышом, но вы помогаете ему лучше понять смысл обращенных к нему фраз.

Слушайте ребенка. Это полезная привычка для всех членов семьи. Нельзя добиться от ребенка моментального отклика на ваши просьбы, если вы сами замечены в том, что зачастую не торопитесь отзываться на его просьбы.

Смягчите голос. Крик, раздраженный голос, высокие тона редко бывают информативны, чаще они оскорбляют и заставляют ребенка закрываться еще больше. Любые просьбы, наставления, запреты даже требования стоит произносить тоном уверенным, но мягким и по возможности ласковым. Подумайте о том, что мы часто просим ребенка делать вещи, которые ему не нравятся, стоит ли омрачать их еще и неуважительными нотками в нашей речи?

Будьте последовательны. "Если ты не уберешь конструктор на место, я его выброшу" - не редко в гневе произносят родители. Но для того чтобы ваши слова всегда имели вес и уважение у ребенка, вам необходимо после такой фразы на самом деле выбросить конструктор, если он продолжает лежать разбросанным на полу. "Ну как же выбросить? Он же такой дорогой!" - скажет иной родитель. Вывод один – никогда не говорите того, чего вы не готовы сделать. В случае с конструктором его можно куда-то убрать или отдать на время, если ситуация с беспорядком в детской комнате достигла запретных границ.
Давайте время. Это зависит от ребенка, но зачастую дети не способны реагировать на просьбу или требование немедленно. Им требуется время, чтобы осознать ваши слова, выстроить в своей голове план действий. Если ребенок не отправился чистить зубы в ту же минуту – совсем не значит, что он не услышал вас. Дайте ему время, а если требуется поторопить ребенка, просто кратко напомните "Зубы!".
Подходите к делу творчески. Адель Фабер и Эйлен Мазлиш посвятили описанию способов донести до ребенка информацию отдельную главу своей знаменитой книги «Как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать детей, чтобы они говорили». Известные эксперты в вопросах воспитания приводят много практических рекомендаций и зачастую совсем не стандартных подходов, которые помогут родителям добиться от детей отклика на просьбы или указания


Как мотивировать ребенка делать уроки: 5 стратегий успеха.
Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. 

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.Выполняя домашнее задание, школьник закрепляет пройденный на уроке материал. И главными помощниками ребенку в этом деле становятся его родители. Однако каждый день в миллионах семей по всей стране разыгрывается одна и та же пьеса – дети садятся за уроки нехотя, под давлением со стороны взрослых. Угрозы, запреты – путь, ведущий в никуда. Как привить ребенку любовь к выполнению уроков?

Ниже приведен список рекомендаций, призванных помочь процессу выполнения домашнего задания:
5 способов помочь ребенку в подготовке домашнего задания

1) Составьте план выполнения домашнего задания.
Составление плана помогает легко справляться с домашним заданием. Однако этот навык довольно сложен для ученика начальной школы. Дети пока еще не умеют правильно распоряжаться своим временем. Задача родителей – помочь ребенку спланировать порядок действий. Для этого можно обсудить, сколько приблизительно времени займет выполнение того или иного задания. Договоритесь с ребенком, что выполнять домашнюю работу он будет в одно и то же время. Предложите ему выбрать, делать ли уроки после возвращения из школы, когда он еще не вышел из учебного ритма, или вечером после ужина. Сразу определитесь, что во время выполнения домашнего задания вашему чаду придется забыть про телефон, интернет-мессенджеры и просмотр телевизионных программ. Когда выполнение заданий на дом войдет в привычку, вам больше не придется «отлавливать» настроенного на другую волну ребенка, пытаясь усадить его за уроки.

2) Проверяйте уроки у ребенка 
Многие дети очень волнуются, боясь приносить в школу задания, выполненные с ошибками. Страх вызвать неудовольствие учителя или стать объектом насмешек со стороны одноклассников не самая лучшая мотивация для школьника. Чтобы повысить самооценку ребенка и его уверенность в своих знаниях, педагоги рекомендуют родителям регулярно проверять выполненную им домашнюю работу: это позволит школьнику не опасаться того, что он не справился с заданием.Готовясь к урокам дома, дети учатся главному – самоорганизации и самоконтролю. Но если взрослые начнут выполнять задания за ребенка, то он перестанет верить в себя, свои способности и свои силы.

3) Оставьте ребенка в одиночестве, пока он делает уроки 
 Во время выполнения домашнего задания ребенку лучше быть в одиночестве. Такие формы контроля, как излишняя опека и постоянное принуждение, не только не учат детей самостоятельности, но и формируют у них быть в чувство беспомощности и пассивность. Если взрослые рядом, ребенок сознательно прекращает делать уроки. У него вырабатывается психологическая зависимость от присутствия старшего. Если вы уже оказались в подобной ситуации, постарайтесь ограничивать свое присутствие рядом с ребенком, когда он занят уроками, со временем сведя его к минимуму.

4) Замечайте достоинства, а не недостатки
 Хвалите детей чаще. Делайте это при каждом удобном случае. Позитивное эмоциональное состояние важно для того, чтобы школьник хотел учиться. Об ошибках лучше всего сообщить таким образом: «Я уверен (а), что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться другой ответ». Если родитель начнет проверку домашней работы с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого. Полезная тактика – проверять домашнее задание по частям, после того, как школьник решил задачу или выполнил упражнение. Таким образом, ребенок получает обратную связь относительно хода выполнения уроков, и ему не придется переделывать все задание целиком.

5) Контролируйте свои эмоции
 Даже если вы не разговариваете с ребенком, он, скорее всего, считывает невербальные сигналы от вас, особенно негативные. Напряженность, гримасы, вздохи сообщат ему, что вы недовольны его работой. Для детей неодобрение родителями их деятельности и потеря родительской любви – суть одно и то же. Поэтому будьте благожелательными по отношению к своему подопечному, и у него появится мотивация, чтобы выполнить следующее задание.
Татьяна Маргулян
ВРЕДНЫЕ советы для родителей первоклассников!


1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы.

2. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.

3. Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.

4. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!

5. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах.

6. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!

7. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!

8. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.

9. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам.

10. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает.

11. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти.

12. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

13. И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.

P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель. Оставайтесь таким в отношениях с первоклассником и учеба будет плодотворной и не обременительной для Вас и вашего ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".