Школа даёт знания только тем, кто согласен их взять

26 декабря 2018

Классный час. Слово детям. Декабрь 2018г.

Здравствуйте.
Много событий прошло в декабре, месяц очень насыщенный: предпраздничная суета, научно-практическая конференция, акции и конкурсы с победами и просто участием... много разных мероприятий. И куда же без классных часов, которые проводят ребята 4Г класса для первоклассников. В этом месяце к нам приходила Саша Капитанова, Ксюша Савицкая, Маша Фуражировская, Глеб Леснов и Саша Кротов. Какие же классные часы прошли в декабре?
⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱
Саша Капитанова рассказывала о таких государственных праздниках как День
Неизвестного солдата (3 декабря) и День героев Отечества (9 декабря

Ребята слышали  об истории этих праздников, о традиции мемориалов погибшим воинам, о братских могилах, о памятниках неизвестному солдату в разных странах мира. Ребята увидели всем известный памятник солдату Алёше в Болгарии и послушали про него песню композитора Эдуарда Колмановского и поэта Константина Ваншенкина, узнали, что прототипом ему был русский солдат Алексей Иванович Скурлатов. 

Потом Саша рассказала, что вместе с семьёй в этом году была в Крыму и недалеко от места, где они жили, был монумент и захоронение неизвестных солдат, показала свои фотографии, прочитала надписи на плитах монумента.

Праздник Героев Отечества был установлен ещё в 18 век императрицей Екатериной 2-й, были учреждены 4 степени ордена Святого Георгия Победоносца. Ребята узнали, что этот праздник 1917 году был отменён после октябрьской революции, а в 2007 году возрождён. 
Итогом выступления стала мысль, что современным людям надо помнить о подвигах своих предков, быть благодарными и достойными их.
⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱
Савицкая Ксюша проводила классный час по теме «День Конституции Российской Федерации» (12 декабря). Ксюша подготовилась очень серьёзно. Это тот самый любимый мой случай, когда материал переработан и адаптирован под маленьких детей, сложные понятия поданы просто, сухая информация подаётся просто и интересно, всё разбавлено действием в виде игр и викторин. Мне даже хочется привести её материал полностью.

Дорогие ребята! Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и что нельзя?
-Что они обязаны и что не обязаны?
-На что они имеют право и на что не имеют?
-Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны
Закон главный,
Закон важный – Конституция страны

Именно этому событию посвящено наше сегодняшнее мероприятие.

Наша страна – самая большая в мире. На территории России могут уместиться, например, 31 Франция, или 560 Бельгий. И каждое государство: маленькое, как, например, Бельгия или Люксембург, или такое большое, как Россия, живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в Конституции. Знаете ли вы, какое называние нашей страны закреплено в Конституции?
В статье 1 Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия и Российская Федерация.

Так что же такое Конституция?

Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

-Когда и как была принята Конституция РФ?
Уже много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был в стране придуман Он
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ
С Конституцией дружить —
Значит, по закону жить,
И работать, и учиться,
И общаться и жениться!

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

-А знаете, с чего начинается Конституция?

-На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.
-А как нужно слушать гимны?
-Прослушаем гимн нашей страны.

-В каждой стране существует определённая государственная символика это не только гимн, но и флаг.

-Назовите цвета флага нашей страны.
Флаг России выглядит так,
Белый цвет- Мир, чистота.
Синий цвет- Верность, небо.
Красный цвет- Отвага, мужество, героизм.

-Следующий символ каждой страны – герб.

-Что изображено на гербе Российской федерации?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Скипетр — это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.
Держава — это шар с крестом — символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».


Игра «Собери герб и флаг»
Ксюша раздала ребятам комплекты мозаики для каждого ряда, им надо было собрать герб и флаг.
Что сказано в нашей Конституции?
- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.

- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.

- В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.

Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова.
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование.
Каждый человек имеет право на работу.
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь.
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже записаны в Конституции, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из нас есть права и обязанности.

Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

Какие же обязанности у школьника?
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Как вы думаете, Конституция ограничивает права и свободы граждан? Да, ограничивает. Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает. Главное понять: любые права и свободы другого – это ограничения твоих собственных прав и свобод.

В Конституции сказано: «Каждый имеет право на жизнь». В Конституции сказано: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Это значит, что никто никого не имеет права мучить и унижать.

Давайте вспомним пример из сказки про Незнайку. Незнайка имеет право заниматься

творчеством, что он и делал – писал стихи, рисовал, играл на трубе. Но и остальные коротышки имеют право на отдых, поэтому нельзя нарушать общественный порядок, шуметь, мешать другим. И хотя когда Незнайка рисовал и стихи писал, никакого беспорядка не устраивал, но он забыл про право: «Никто не может умалять достоинство другого человека». Это значит, что никто не должен смеяться над другим человеком, издеваться, унижать и обижать его. А рисунки и стихи Незнайки были очень обидными для коротышек.

Игра «Да! Нет!»
А теперь давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Имеет ли человек право на обучение?
– Да!

Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино». Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Дети разбиваются на 2 группы, каждой раздаются карточки, на которых написано:
− Право на образование.
− Право на свободный труд, защита от безработицы.
− Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.
− Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.
− Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
− Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
− Право на жизнь.

Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:


1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.) 

2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.) 
3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»). 
4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).
5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование). 
6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).
8. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.
Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, в какой сказке право нарушено.

1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).(Право на Собственную неприкосновенность)
2. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («приключение Буратино» Карабас-Барабас).
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга).
4. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная Королева).
5. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Чтобы стать достойным гражданином своей родины нужно много знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему. Узнаете о законах, сможете обдумывать свои слова, контролировать поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, в которой вы родились.

⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱
Фуражировская Маша проводила классный час профилактической направленности о вреде курения.
Ребята услышали, что курение–это очень вредная и губительная для здоровья привычка, избавиться от которой трудно, поэтому лучше ей не поддаваться и не начинать курить. Маша рассказала к каким заболеваниям приводит курение и вдыхание сигаретного дыма, что делают в разных странах, чтобы уменьшить популярность этой пагубной привычки, а в конце мы показали первоклассникам замечательный мультфильм «Тайна едкого дыма», который в ноябре прошлого года использовал на классном часе «Международный день отказа от курения» Гриша Панкратов, и ребятам этот мультик очень нравится за наглядность, доступность и впечатляющее воздействие.
⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱
Саша Кротов напомнил ребятам о полезных и вредных, и даже опасных привычках. Все привычки человек взращивает в себе сам. Только вредные привычки легко пускают корни, как сорная трава, а вот над формированием полезных придётся очень потрудиться. Это нелёгкое дело, но в результате человек будет вознаграждён здоровьем, хорошими результатами в учёбе, друзьями и будет доволен своей жизнью.
Саша в диалоге с ребятами обсудил множество повседневных моментов, где срабатывают у детей привычки полезные и вредные, ребята рассказали к чему приводят те и другие. На мой вопрос в чём секрет, почему зная всё о правильных привычках люди не всегда следуют им, а идут на поводу плохих привычек, ребята не сразу смогли ответить. Порассуждав мы поняли, что главное условие–это сила воли.
 ⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱⟱
Леснов Глеб проводил классный час на тему «Учиться – всегда пригодится».
Сначала Глеб попросил ребят самим порассуждать и дать ответы на вопрос «Для чего человек учится»? А потом рассказал, что человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.
А потом была интересная викторина:


Задание 1. «Пословицы»
На доске - начала пословиц разъединены с их концом. Задание – правильно их соединить.

Ученье и труд…(рядом живут).
Знание и мудрость…(украшают человека).
Ученье - свет, а…(не ученье - тьма).
Не стыдно не знать -… (стыдно не учиться).
Ученья корень горек,…(да плод сладок).
Ученье лучше...(богатства).
Рукой победишь одного,…(головой - тысячи).

Задание 2. Литературный конкурс
Дети отвечали на вопросы сказочных загадок: 


Кто пошёл рыбу ловить, и хвост в проруби оставил?
Чем кормила лиса журавля?
Из чего фея сделала карету Золушке?
Как звали корову кота Матроскина?
Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправильный мёд»?
В каком городе жил Незнайка?
Назови главных героев м/ф « Каникулы в Простоквашино».
Где находится смерть Кощея Бессмертного?
Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?
Почему Буратино не утонул в пруду?
Кого спасла Дюймовочка?
Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Какими словами начинаются русские сказки?
Назовите любимое выражение Карлсона?
Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»
Как позвать Сивку-Бурку?»
Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?
Какого цвета были волосы у Мальвины?
Что потеряла Золушка после бала?
В чем летает Баба Яга?
Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Очень смешным было задание исправить имена героев сказок:

Василиса Преглупая
Елена Некрасивая
Крошечка- Горошечка
Сестрица Гулёнушка
Баба Бяка
Кощей Бесстрашный
Царевна- жаба
Жар- муха
Царевна- индюшка
По собачьему велению
Сивка- будка
Иван-царевич и зеленый волк
Сестрица Алёнушка и братец Никитушка
Мальчик с кулачок
У страха уши велики
Лапша из топора



Задание 3. Математический конкурс 
Это задание лицеистам-математикам далось трудно. Надо тренировать силу ума!

1. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить, если он встанет на обе? (5 кг)
2. Горело семь свечей, две свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7 свечей)
3. Пришёл мельник на мельницу. Видит в каждом углу по 3 мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котёнка, у каждого котёнка — по мышонку. Сколько ног? (Две ноги у мельника, у остальных — лапы, лапки).
4. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 3 стрижа и 5 ежей. Сколько птиц, ответь скорей. (6 птиц, остальные не птицы).
5. Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

(Да, это всадник на лошади).
6. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, да пёс Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1, остальные животные).
7. На березе росло 50 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось? (На березе не растут яблоки).
8. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все 12, в месяце 30 дней, то и 28 дней среди них есть).
9. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4).
10. Почему парикмахер в Женеве скорее предпочтёт постричь двух французов, чем одного немца? (Потому что заработает на них вдвое больше).


В конце классного часа Глеб даже наградил ребят сладкими медальками. Вот радости-то было!

Спасибо всем ведущим классных часов в декабре!

8 комментариев:

  1. Какие у Вас, Надежда Владимировна, чудесные помощники! Малышам есть с кого брать пример! Мы по Вашему совету тоже делегировали часть классных часов выпускникам-пятиклассникам. Спасибо за интересный материал для классных часов Вашим ребятам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отлично, Анна Анатольевна! Мне кажется, что это замечательный опыт для старших и хороший пример и урок для младших. Удачи!

      Удалить
  2. Надежда Владимировна. С неподдельным интересом читаю Ваши рассказы о классных часах, которых готовят ребята. Как хорошо, что младшим школьникам есть у кого учиться активности. творчеству и инициативе.
    Спешу всех поздравить с наступающим Новым годом.
    Пусть станет Новый год Свиньи
    Удачным, светлым и волшебным,
    И пусть для вашей он семьи
    Преподнесет подарок щедрый!

    Очаг домашний сбережет,
    Любовь, взаимопонимание,
    И оградит от всех невзгод,
    Обид и разочарования!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! Почему-то традиция шефства забыта, а мне она нравится. И пусть не в полной мере, а хотя бы в виде классных часов мы её пытаемся поддерживать.
      Поздравляю и Вас с наступающим праздником! Пусть сбываются все добрые желания!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Мне очень нравится Ваши рассказы о классных часах, которые проводят Ваши четвероклассники! Молодцы! С наступающим Новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия Викторовна! И мне нравятся)) Примите ответные поздравления с наступающим праздником! Будьте здоровы и счастливы!

      Удалить
  4. Как всегда, классный классный час!
    Счастье, радость и веселье
    Пусть подарит Новый год!
    И удачи пусть под елку
    Вам побольше принесет.

    Пусть положит под подушку
    Пуд тепла и доброты,
    А в ладошке тихо спрячет
    Исполнение мечты.

    Из любви и вдохновенья
    Пусть сплетет простой венок
    И завяжет тихо-тихо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна! Как много праздничных поздравлений! Пусть и у Вас всё сбывается и складывается))

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".