Школа даёт знания только тем, кто согласен их взять

22 декабря 2018

Адаптация в 1 классе. Дистанционное родительское собрание.

Здравствуйте, уважаемые родители. 
Я предложила вам иногда проводить дистанционное родительское собрание, например раз в год в зимний период, когда существует угроза вирусных инфекций, накопилась усталость к концу года, и декабрьская предновогодняя суета отнимает у всех много времени и сил. «За» проголосовало 26 человек, 4 человека не откликнулись, видимо, воздержались, против не высказался никто. Такое собрание не отменяет живых встреч и вопросов, вы в любое время можете заглянуть после уроков, чтобы обсудить конкретно вашего ребёнка, тем более, что на общем собрании и не принято обсуждать учеников, а только общие темы учебно-воспитательного процесса. При такой форме вы в любое удобное для вас время сможете прочитать и перечитать информацию, рекомендации, получить ссылки на материалы, где специалисты даже лучше, чем я, раскроют вопросы обучения и воспитания и дадут советы. Я же, безусловно, тоже буду высказывать своё мнение. Вы можете писать комментарии с вопросами к этому сообщению или лично любым удобным способом. 
В пятницу 21 декабря я раздала вам работы, которые мы успели сделать к этому моменту и дам в этом сообщении расшифровку некоторых из них. Если в вашем комплекте не оказалось какой-то работы, значит ребёнок эту работу не писал. Работы поместите в портфолио.


1) Стартовая предметная диагностика. 
Цель проверки: Выявить уровень сформированности предметных умений и познавательных (логических) универсальных учебных действий, влияющих на дальнейшее успешное обучение в начальной школе.
Содержание контроля:
В стартовую диагностическую работу входит 29 заданий, распределенных по предметным областям и отдельным блокам в каждой области. 

Предметная область «Математика» включает 4 блока:
  • Счет. Вычисления (задания № 1-6); 
  • Величины (задания № 7-9); 
  • Пространственные отношения (задания № 10-12); 
  • Работа с данными (задания № 13-15). 
Предметная область «Русский язык» включает 2 блока:
  • Обучение грамоте (задания № 16-19); 
  • Чтение. Развитие речи (задания № 20-23); 
Предметная область «Окружающий мир» включает 2 блока:
  • Человек. Общество (задания № 24-26); 
  • Природа (задания № 27-29); 
Каждое задание оценивалось 1 баллом (выполнил верно) и 0 баллов (выполнил неверно/не выполнил). Уровень сформированности предметных умений вычислялся по совокупности суммы баллов.

Разработанный инструментарий стартовой диагностики позволяет выявить уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий:

  • сравнение (задания № 7, 8, 14); 
  • анализ (задания № 21, 24, 28); 
  • классификация (задания № 19, 27, 29); 
  • знаково-символическое моделирование (задания № 17, 20, 22); 
  • умение выявлять причинно-следственные связи (задания № 1,9, 26). 
Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей, поступивших в первый класс.

Работа проводилась в сентябре. На мой взгляд задания очень лёгкие, этот тот минимум понятий, которыми надо владеть без ошибок к первому классу. Рассмотрите работы детей. Конечно, темы и понятия, в которых есть ошибки надо отрабатывать.
На экране дети видели презентацию, на партах были работы в печатном варианте. 
Арифметика. Числа и вычисления. 
Задание № 1
У Маши был день рождения. На рисунке про свой день рождения она изобразила стол и тарелки. Сколько гостей было у Маши на дне рождения? Посчитай тарелки и напиши ручкой это число в рамочке.
Задание № 2
В этом задании изображен ряд Чебурашек. Отсчитай с начала ряда пять Чебурашек и проведи ручкой вертикальную черту.
Задание № 3
В этом задании изображен ряд мячей. Найди и обведи ручкой второй и предпоследний в этом ряду мяч.
Задание № 4
Найди на часах цифру 3 и обведи ее ручкой.
Задание № 5
Сколько тебе лет? Напиши ручкой это число в рамочке.
Задание № 6
Дорисуй в ряд еще один флажок. Посчитай, сколько всего стало флажков и запиши это число в рамочке.

Арифметика. Величины.
Задание № 7
Поставь галочку в рамке под самой длинной ручкой
Задание № 8
В задании изображены две банки с яблоками. Поставь галочку в рамке под полной банкой.
Задание № 9
Перед вами фотографии, где изображена природа в разное время года. Найдите фотографию с осенней природой. Какое время года наступит после осени? Найди такую фотографию и поставь галочку в рамке под ней.

Пространственные отношения 
Задание № 10
Нарисуй круг над игрушкой.
Задание № 11
Нарисуй квадрат справа от игрушки.
Задание № 12
Проводи кошку в замок к королю. Спустись с кошкой вниз на четыре клеточки вниз и поверни направо, пройди еще одну клеточку и ты с кошкой в замке.

Работа с данными 
Задание № 13
Мама, папа, Петя и Маша собирали грибы. Сколько каждый из них собрал грибов изображено над фотографиями. Кто собрал грибов больше всех? Отметь галочкой в рамке.
Задание № 14
Кто собрал грибов меньше всех? Отметь галочкой в рамке.
Задание № 15
Закрась зеленым карандашом столько кругов, сколько ножек у муравья.

Обучение грамоте. 
Задание № 16
Найди букву М и отметь ее галочкой в рамке под этой буквой.
Задание № 17
Соедини линией картинку животного и схему слова, обозначающую название этого животного.
Задание № 18
Напиши в рамке своё имя как умеешь.
Задание № 19
В задании несколько картинок, где изображены буквы, числа, слова. Найди картинки со словами и отметь их галочкой в рамке.

Чтение и развитие речи 
Задание № 20
Поставь галочки в рамку под изображением тех животных, название которых начинается с буквы, расположенной в центре.
Задание № 21
Найди иллюстрацию к сказке « Маша и медведь» и отметь галочкой в рамке.
Задание № 22
Найди предмет, в названии которого три слога и отметь галочкой в рамке.
Задание № 23
Учитель вслух читает слова на слайде презентации и на них указывает.
Отметь галочкой карточку, где написано слово, которым благодарят.

Окружающий мир. Человек и общество.
Задание № 24
Найди и отметь открытку, которую можно подарить на День знаний первого сентября.
Задание № 25
Найди картинки с изображением фантастических, выдуманных животных.
Задание № 26
Найди фотографию, где изображены ребята, которые делают что-то весной, и отметь галочкой в рамке.

Окружающий мир. Природа.
Задание № 27
Найди три фотографии, где изображены лесные звери и отметь галочками в рамках.
Задание № 28
Найди фотографию, где изображена река и отметь галочкой в рамке.
Задание № 29
Найди три фотографии, где изображены домашние животные и отметь галочками в рамках.

Итоги по классу:

1-г
Кол-во уч-ся в классе
30

Выполняли работу
29

29-28 баллов (высокий уровень)
6
20,7%
27-23 балла (выше среднего)
22
75,9%
22-20 баллов (средний)
1
3,4%
19-17 баллов (ниже среднего)
-
-
15 баллов (низкий)
-
-
В предметной области «Математика» наибольшее затруднение вызвало выполнение следующих заданий: № 12 (умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполняя действие по заданному алгоритму). Допустили ошибки в этом задании 6 учащихся;
В предметной области «Русский язык» наибольшее затруднение вызвало выполнение следующих заданий: № 17 (умение соотносить название животного (слово) с его схемой). Не справились 11 учащихся.
№ 19 (умение отличить слова от набора букв). Не справились 8 учащихся.
В предметной области «Окружающий мир» наибольшее затруднение у учащихся вызвало выполнение заданий: № 27 (умение различать природные объекты по двум признакам: звери, лесные). Не справились 8 учащихся.

Уровень сформированности познавательных УУД (классификация) - 76,7%.
Уровень сформированности познавательного УУД (знаково-символическое моделирование) - 80,3%. 

Сформированность данного универсального учебного действия влияет на формирование осознанного чтения, грамотного письма, вычислительных навыков, умения решать задачи и т.д.

Уровень сформированности познавательного УУД (выявление причинно-следственных связей)- 88,7%.
Уровень сформированности познавательных УУД (сравнение) - 96,7%.
Уровень сформированности познавательных УУД (анализ) - 85%.


2) Педагогическая диагностика учащихся.
В этой диагностике дети отвечали на вопросы, выставляя соответствующий кружок, выражая своё отношение к школе, урокам, одноклассникам, учителю.
таблица для ответов
Общие итоги класса: 

25-30 баллов–высокий уровень–13 чел–45%
20-24 баллов– норма–8 чел–28%
15-19 баллов–средний уровень–5 чел–17%
10-14 баллов–низкий уровень–2 чел–7%
0-9 баллов–негативный уровень–1 чел–3%
Итоги по вопросам (человек и %):
1. Тебе нравится в школе?
Да– 25–86%
Не очень– 4–14%
Нет–0
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью–17–59%
Бывает по-разному– 7–24%
Чаще хочется остаться дома–5–17%
3. Если бы учительница сказала, что завтра в школу приходить необязательно всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?
Пошёл бы в школу– 16–55%
Не знаю–7–24%
Остался бы дома–6–21%
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится–17–59%
Не знаю–7–24%
Нравится–5–17%
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
Не хотел бы–21–72%
Не знаю–4–14%
Хотел бы–4–14%
6. Ты хотел бы, чтобы в школе были одни перемены?
Нет–25–86%
Не знаю–1–3%
Да–3–10%
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
Часто– 18–62%
Редко–10–34%
Не рассказываю–1–3%
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
Мне нравится наш учитель– 29–100%
Точно не знаю– 0
Хотел бы–0
9. У тебя в классе много друзей?
Много–21–72%
Мало–7–24%
Нет–1–3%
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся–16–55%
Не очень–12–41%
Не нравятся–0


С целью выявления отношения первоклассников к учебным предметам была проведена педагогическая диагностика «Три лица»
Дети получили карточки с названиями предметов. Нужно было каждому предмету присвоить номер определённого смайлика, который выражает отношение, настроение, состояние на каждом уроке.
Чтение:
1–позитивное–16 чел–55%
2–негативное–5чел–17%
3–нейтральное–8чел–28%
Письмо:

1–позитивное–17чел–59%
2–негативное–4чел–14%
3–нейтральное–8чел–28%
Математика: особенно интересный показатель для учеников физико-математического Лицея. Родители, обратите на это внимание.
1–позитивное–21чел–72%
2–негативное–3чел–10%
3–нейтральное–5чел–17%
Окружающий мир:
1–позитивное–22чел–76%
2–негативное–2чел–7%
3–нейтральное–5чел–17%
Изо:

1–позитивное–27чел–93%
2–негативное–0чел
3–нейтральное–2чел–7%
Технология:
1–позитивное–23чел–79%
2–негативное–1чел–3%
3–нейтральное–5чел–17%
Музыка:
1–позитивное–20чел–69%
2–негативное–5чел–17%
3–нейтральное–4чел–14%

Физ-ра:
1–позитивное–16чел–55%
2–негативное–8чел–28%

3–нейтральное–5чел–17%
Тест на внимательность.
Детям предложены наборы похожих рисунков, надо найти рисунок-копию первого по такому образцу:
12 баллов(максимум)–11 чел–38%
11 баллов–5 чел–17%
10 баллов–8чел–28%
9 баллов–4 чел–14%
8 баллов–1 чел–3%

Если перевести на более понятный язык школьных оценок, 
то 1-2 ошибки–«4», 3-5 ошибок–«3», нет ошибок–«5».

Кроме того был проведён опрос родителей, чтобы картина адаптации детей была более полной. Результаты можно видеть на диаграммах.
10. Что ребёнку нравится в школе?
1. Больше нравится правописание.
2. Технология, изо, дружба с ребятами
3. Творческие занятия
4. Нравится физкультура и письмо
5. Нравится узнавать новое. Особенно письмо и учебник Петерсон
6. Новые знакомства и друзья
7. Классный час
8. Общение со сверстниками, распорядок дня, уроки окружающего мира и лучики доброты.
9. Очень нравится его учитель (что немаловажно), из предметов нравится все, но в большей степени математика, окружающий мир, физкультура
10. Учитель, общение, получение знаний
11. Учитель, сама Школа и осознание того, что взрослый, школьник
12. Учительница, класс, письмо
13. Учиться, узнать что-то новое.
14. Учиться, узнавать что-то новое.
15. Нравится писать, считать и узнавать новое.
16. Нравится всё: уроки, учитель, новые друзья, обед...
17. новые знания, лучики доброты
18. Уроки технологии и математики
19. "в школе интересно"
20. Общение.
21. Музыка и физкультура
22. Новые друзья, организационные моменты, новое помещение, каждый день новые впечатления
23. Общение с ребятами, ощущать себя взрослым и самостоятельным. Нравится сама школа, класс, учитель.
24. Нравятся уроки математики, отвечать на вопросы, считать
25. Общение со сверстниками
26. Учитель, уроки, переменки, соседка по парте
27. Учитель, Окружающий мир, изо, школа,
28. Математика, физ-ра и столовая
29. Нравятся перемены, можно поиграть и пообщаться. Нравится на уроках узнавать новое, писать, считать. Нравится учитель - Надежда Владимировна, потому что она добрая.
30. Учитель, урок письма

11. Что ребёнку не нравится в школе?
1. Затрудняюсь ответить
2. Такого нет
3. Письмо
4. Затрудняюсь ответить.
5. Пока что не было такого, чтобы что-то не нравилось
6. Затрудняюсь с ответом
7. -
8. Не могу назвать того, что дочери не нравится.
9. Дети придумывают клички своим одноклассникам
10. Переодевания, некоторые моменты взаимоотношений между детьми
11. Урок физкультуры
12. Всё нравится!
13. Всё нравится
14. Маленькие перемены
15. Не заметила
16. пока все нравится
17. -
18. Что касается именно уроков, говорит, что редко спрашивают. Не дают стихи на мероприятия. В остальном в школе в целом ребенку очень нравится.
19. затрудняется ответить
20. Плохие отношения с некоторыми одноклассниками.
21. Затрудняюсь ответить
22. Конкуренция между детьми, конфликтные ситуации, сокращение времени внешкольного на игры, повышенная ответственность
23. Ранний завтрак.
24. Короткие перемены, хочется поиграть. Не разрешают ходить по школе, видимо, интересно, что там за углом...
25. Питание
26. затрудняюсь ответить
27. -
28. Музыка, искусство слова
29. Короткие перемены и кричащий учитель физкультуры.
30. Часто не вкусно кормят

Хочется прокомментировать некоторые отзывы. На пару замечаний по уроку физкультуры, несколько положительных отзывов на этот же урок, что говорит больше в пользу этого урока. Родители должны понимать, что урок физкультуры труден в организации детей, не занятые письмом и чтением, они часто воспринимают этот урок, как свободное время, где можно себе позволять кричать, свободно делать то, что хочется. Дети часто говорят громко, даже стоя рядом, а тут 30 человек. Да и формат зала требует от учителя более громкого голоса. Ну и есть дети, кому не нравятся физические нагрузки, они даются им с трудом. Возможно что-то из этого и повлияло на впечатление.
По питанию та же история. Наблюдая в столовой за детьми, я часто удивляюсь тому, что очевидно вкусные вещи ими не едятся. Есть дети, кто хорошо кушает всё, а есть те, кто и дома воротит нос от еды. Так что тут надо быть честным, да и понимать, что домашняя еда всем милее и общественное питание никогда, наверное, не сможет быть таким же.

Большинство ответов родителей и детей позитивные, из чего можно сделать вывод об успешной адаптации большинства ребят.
3) Чтение.
Мы выполнили 2 теста по чтению. От ребёнка требовалось самостоятельно прочитать текст, прочитать вопрос и выбрать один правильный ответ из предложенных. Текстом можно и нужно было пользоваться несколько раз, особенно, если ребёнок не был уверен в ответе или не запомнил факта. Большинство вопросов были на воспроизведение фактов из текста и один на выбор заголовка (тут возможно 2 правильных ответа). Как из тестом на внимательность, если перевести на более понятный язык школьных оценок, то 1-2 ошибки–«4», 3-5 ошибок–«3», нет ошибок–«5».
Кроме того, проводилась проверка техники чтения в ноябре. Количество прочитанных слов и нормативы я также положила в файлы с работами. На будущее, вы всегда можете уточнить «Нормативы техники чтения в Лицее» на странице «Дневничок 1Г». Позже кроме количества слов будет проверяться правильность чтения (чтение слов без ошибок) и осознанность чтения, задавая вопросы по прочитанному. За технику чтения выставляется суммарная отметка по этим трём показателям.
Ребёнок должен читать каждый день и не только то, что задано на дом. Нужно обсуждать прочитанное, задавать вопросы не только на воспроизведение фактов, но и на оценку персонажей, их поступков. Обязательно надо проводить словарную работу, т.е. разъяснять редкие, устаревшие слова, слова, которые вряд ли до этого были в лексиконе ребёнка.
4) Математика.
 На данный момент дети должны уже наизусть воспроизводить состав числа и пользоваться им и законами математики во время вычислений. Проверка навыков счёта происходит во время математических диктантов, результаты которых вы можете видеть в тетрадах (ряд чисел через запятую в начале работы). Пора начинать отходить от счёта по линейке и переходить к счёту только в уме. 
Мы уже плотно перешли к оформлению задач с помощью чертежа, была уже первая самостоятельная в тетради, где кроме вычислительных и  навыков сравнения проверялось умение решить задачу. Результаты увидите в тетрадях.
Обязательно приобретите книги или скачайте в интернете материалы с логическими заданиями, олимпиадами. Тут работает всё то же правило: чем больше опыт выполнения, тем лучше результат. Хочу заметить, что пока в классе я вижу 2-3 детей с заметно выраженным логическим мышлением, а ведь вы привели детей в физмат!
5) Письмо
Сейчас у нас самая очевидная и острая проблема–письмо. А точнее низкое качество работ по письму, большое количество нарушений при написании элементов, небрежность в работе. Это решается только упорным трудом. Я уже писала в конце сентября на эту тему сообщение «Непослушные пальчики», там же давала ссылки на полезные материалы. Обратитесь ещё раз, работайте регулярно и упорно, результат будет лучше. Я не знаю другого способа добиться результата, как работа. Я спрашивала у детей об их регулярных творческих работах: лепка, вырезание, конструирование, раскрашивание и рисование. На постоянной основе это выполняют единицы. Уважаемые взрослые, давайте будем честными. Если вы не читаете, как вы можете требовать от ребёнка полюбить книгу, если не использованы все возможности для отработки определённого навыка, как можно ждать результата, если мы кормим детей пищей с усилителями вкуса, как он будет есть простую и полезную еду, если никто в семье не занимается спортом, то и ребёнок вряд ли потянется к этому. Так что давайте реально относиться к достижениям и неуспехам детей. Либо спокойно принимаем, либо работаем.
6) Окружающий мир.
Была у нас проверочная работа по окружающему миру. Листочек с результатами находится в файле, а саму работу можно найти в учебнике на стр 48-54. И опять нам поможет чтение. Чем больше ребёнок читает и рассуждает, тем больше информации узнаёт. Полезны просмотры образовательных видео, энциклопедий, документальных фильмов о природе. Вы самостоятельно можете найти массу источников в интернете и библиотеке. У меня в блоге есть страничка «Кабинет естествознания», который можно найти на странице «Школа ВолНа», там тоже есть ссылки на некоторые интересные ресурсы.

Наблюдая за детьми ежедневно, хочется отметить некоторые моменты, которые требуют нашего внимания и работы. У разных детей в разной степени ещё требуют работы и внимания такие качества:
  • самообслуживание
  • опрятность и аккуратность, соблюдение порядка
  • терпимое отношение и спокойствие в общении
  • недопустимость грубостей в общении
  • самоорганизация, ответственность, упорство в достижении результата
  • уважение и послушание, соблюдение установленных правил
Если вы любите читать, то из прочитанного могу посоветовать Людмилу Петрановскую «Если с ребёнком трудно» и другие её книги. Автор очень просто и доступно даёт советы, советы простые и честные, мне нравится её подход. Кроме книг у неё много выступлений в сети.
Книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер тоже читаются легко, выпускаются в маленьком недорогом удобном карманном формате для желающих. Интересная книга, прочитанная мной, «Поведение ребёнка в руках родителей»
Хорошая книга Девида Эберхарда «Дети у власти», помогает нам родителям посмотреть на свои ошибки со стороны.
У первоклассников ещё нет домашних заданий, но всё равно родители ведут работу по профилактике ошибок, по их отработке. Хорошие советы можно прочитать в статье «Помогаем выполнять домашние задания» и посмотреть видео с психологом «Как правильно делать домашнее задание».
Самые частые жалобы околошкольного характера–это жалобы на невнимательность, лень, нестарание, отсутствие желания. На эту тему я тоже уже советовала материал «Как захватить внимание ваших учеников».
Простые работающие истины, очень хорошие советы, которые не вредно будет перечитать: «27 подсказок любящим родителям».

Я думаю, что для одного собрания материала очень много, если всё честно перечитать. Дорогу осилит идущий, мы только в начале школьного пути. Будем трудиться, стараться, тогда всё получится. Чтобы учиться, надо учить себя, тут силой и хитростью не взять ни чудо-педагогам, ни чудо-родителям. Только от ребёнка зависит, примет он нашу помощь или нет, воспользуется ли создаваемыми условиями или нет, достигнет результатов или нет. Кстати, все планируемые результаты обучения в 1 классе, предусмотренные программой, вы тоже можете прочитать в блоге.

За личными консультациями по вашему ребёнку обращайтесь в рабочее время после уроков. Буду рада с вами пообщаться. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".