17 ноября 2018

Будь не таким, как другие, и позволь себе быть другим

Здравствуйте.
Заголовком к этому сообщению я взяла высказывание польского писателя-сатирика и журналиста Хенрика Ягодзиньского. На прошедшей неделе Катя Плаксина проводила у первоклассников классный час о терпимом отношении к людям с ограниченными возможностями, к людям, чьи взгляды отличаются от ваших, чей внешний вид не такой, как должен быть по вашему мнению. А в младшем школьном возрасте да ещё и в условиях становления нового детского коллектива у первоклассников наблюдаются проявления нетерпимости к одноклассникам, факты самоутверждения себя за счёт более слабых. Это только начало беседы на эту тему. Об этом нужно помнить и говорить на всём протяжении учёбы в школе.
Сначала Катя познакомила ребят с термином «толерантность», ведь 16 ноября отмечается Международный день терпимости, толерантности. 
Люди часто бывают довольно жестоки с теми, чьи возможности физической активности ограничены. Это проявляется в неприспособленности окружающей действительности для таких людей, иногда это могут быть и словесные оскорбления, неприятные взгляды, изолированность. Оказавшись в тяжёлой жизненной ситуации и встретившись с трудностями жизни, многие опускают руки. 

Катя пыталась на примере известных людей, которые смогли жить и достигать невероятных результатов в спорте, науке и искусстве показать ребятам, что нам, которые в сравнении с такими людьми являются просто счастливчиками, просто стыдно ныть и жаловаться на свою жизнь и трудности.
 
Катя рассказала о паралимпийке Наталье Партыка, у которой нет руки, но у которой есть огромное количество наград за победы в настольный теннис.
Рассказала про бегуна Оскара Писториуса из ЮАР с ампутацией обеих ног, но не единожды ставшего победителем Паралимпийских игр.
Узнали ребята про художника Мариуша Кедзерского, который родился без рук, но создаёт очень реалистичные картины.
Ребята удивились, что композитор Людвиг ван Бетховен писал музыку, даже потеряв слух.
А как удивляет жизнь английского физика-теоретика, космолога, писателя, директора по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета, автора ряда научных трудов Стивена Хокинга, который был парализован большую часть жизни.
Удивительным стал для ребят факт таланта и получение Нобелевской премии в области физики Альберта Энштейна, который в детстве совсем не был вундеркиндом, а одно время вообще родители подозревали у него умственную неполноценность, который в школе был очень медлительным, ленивым и замкнутым.
Все эти истории призывали ребят терпимо относиться к чужим и своим недостаткам, быть добрее, помогать, не смеяться, не унижать, не отчаиваться самому, верить и прикладывать усилия.

Во второй половине классного часа Катя предложила ребятам очень наглядно понять и почувствовать на себе, как трудно людям с физическими недостатками.
Например, если у человека нет рук, то ему трудно выполнить самые элементарные вещи: одеться, соблюдать гигиену, есть, а тем более работать или учиться.

Не так просто съесть банан без рук, даже почистить его трудно. Но можно попросить о помощи, которую, кстати, тоже надо оказывать умело. Наш эксперимент показал, что трудно было и помогающим, ведь надо уметь почувствовать, уметь помочь комфортно.

Трудно ли жить с очень плохим зрением или если человек совсем слепой? Конечно. Ребятам даже не удалось нарисовать простой цветок и бабочку с закрытыми глазами.
 А ещё ребята пробовали донести свою мысль до одноклассника с помощью жестов, представив себя на месте немого человека или если бы одноклассник оказался лишён слуха. Результат неудачный. Не получилось донести свою мысль полностью, только некоторые слова были поняты.

Вот так вот, не поставив себя на место другого человека бывает очень трудно понять его жизнь. А уж попробовав пожить хоть минуточку на его месте, понимаем, что не стоить ныть и жаловаться, ведь имея две руки, две ноги, пару глаз и пару ушек, мы уже очень счастливые люди.

Будьте терпимее, любите себя и любите людей.
Спасибо Кате Плаксиной за подготовку и проведение классного часа.

8 комментариев:

  1. Что детки пробовали встать на место другого - это замечательная идея! Но вот что раньше учили ДРУЖИТЬ, а теперь - толерантно, терпимо относиться - это грустно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена. Я думаю, что всё не так мрачно)) Дружить детей тоже учим, но сколько друзей и сколько просто людей вокруг. Конечно, друг он и есть друг, неважно сколько ему лет, какого он пола, родственник он или нет, с ограниченными возможностями или нет, худой или не очень, если чувствуешь близость души, то всё остальное просто не имеет значение. А вот просто одноклассники, соседи, жители одного города, пассажиры из одной маршрутки.... Мы не можем всех любить, это нереально и не требуется, а вот понимать, терпимо относиться, уважать права нужно. Ну, конечно, до определённого предела. Как говорится, твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.

      Удалить
  2. Здравствуй, Надюша! Очень важная и нужная тема классного часа! Мне не очень по душе термин "толерантность". Гораздо ближе "уважение" и "дружба". Конечно, нужно как можно чаще напоминать ребятам о таких людях. Они достойны уважения и восхищения!
    Материал классного часа очень интересный! И практика замечательная! И это все за 20 минут? Отлично! Спасибо за рассказ и полезный материал для работы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Танюша. Согласна с тобой, дружба и уважение мне тоже ближе. Классному часу я отдаю около урока, который у нас сейчас 35 минут.

      Удалить
  3. Замечательные классные часы вы проводите! Запомнятся детям на всю жизнь! Это и есть воспитание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень надеюсь, Ирина Михайловна, что запомнятся, посмотрим))

      Удалить
  4. Мне очень понравился классный час, надежда Владимировна. Я многое знала о жизни великих людей и их удивительных способностях и талантах. Но вот про художника Мариуша Кедзерского, чьей силой воли и духа восхищаются и взрослые, и дети, я читаю впервые.
    Но мне, как и Елене, больше по душе слова дружба, уважение, сострадание. Терпимость, простите, мне напоминает нечто другое. Но общество, приняло это слово

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я знала, конечно, про паралимпийцев, но без подробностей, скажем так, читала и писала про Ника Вуйчича, но оказывается таких людей очень много.
      Соглашаюсь, что нашему менталитету ближе слова дружба, понимание, уважение.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".