24 сентября 2018

Непослушные пальчики

Здравствуйте.
Первые учебные дни маленьких школьников уже в самом разгаре, учёба набирает обороты. Трудно пока деткам выдерживать даже короткий учебный день и уроки по 35 минут. На 4-м уроке уже трудно удержать внимание и получить хороший результат от работы: у кого-то запускается процесс торможения, а у кого-то процесс возбуждения. Даже физминутки, танцы и минутки отдыха не помогают некоторым ребятам. 
Ну ничего, мы должны со всем справиться. Этот путь преодолели многие, пройдут его и ребята 1Г класса. Надо только правильно отнестись к работе, иметь решительный настрой, терпение и спокойствие, быть настойчивым, работать над ошибками, быть оптимистом, не расстраиваться из-за неудач. Терпение и труд всё перетрут.

Сегодня мне хочется дать родителям первоклассников некоторые советы по развитию мелкой моторики руки. Проблема очень заметная, с неё и начнём.

Причины у трудностей, на мой взгляд, как объективные, так и субъективные. Начнём с прописей. Лично мне не нравится малый период подготовки к написанию букв, который отводится в прописях (мы работаем по прописям Илюхиной в этом году), большой объём работы, недостаточное количество рабочего материала для обведения, копирования, тренинга. Кстати, есть в прописи и ошибки. Ещё мне не хватает некоторой логичности в подходе написания некоторых элементов и букв, мешает большое количество текстового, лишнего материала, который, как мне кажется, только отвлекает, даёт лишнюю нагрузку, внимание детей рассеивается. Это моё мнение.

источник

Прежде чем поговорить о субъективных проблемах, обратимся к основам. 

Что такое мелкая моторика и «с чем её едят». Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы, которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта. Т.е это не просто вопрос ловкости пальчиков и красивых букв, пытливые учёные заметили, что за моторику рук отвечает достаточно солидная часть головного мозга и расположена она очень близко к речевому центру, что даёт основания связывать одно с другим. Кроме того, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование логики, мыслительных навыков, укрепление памяти, тренировку наблюдательности, воображения и координации.

 Дети, которые лучше владеют своими руками, проявляют усидчивость и медленнее утомляются. И, соответственно, недостаточно сформированная моторика рук препятствует не только развитию речевых навыков, такой ребенок может испытывать проблемы с памятью, логикой. У такого ученика могут возникнуть трудности с концентрацией внимания, он станет быстро утомляться и неизбежно начнет отставать. Так говорят учёные. 

источник

В наше время дети заметно отличаются малой силой и ловкостью пальчиков от своих предшественников. Конечно, в любые времена есть детки, которые радуют учителя и родителей прилежанием и красотой письма, а есть которые пишут, как всем известная птица, которой не дано ловких пальчиков. Но, к сожалению, слабых и непослушных пальчиков всё больше. Не хватает им нагрузки. Поэтому, всех родителей, кто озабочен успешность ребёнка в каллиграфии, кому важно, чтобы работы были красивыми, аккуратными, разборчивыми и читаемыми, прошу серьёзно озаботиться этим вопросом. 

Никаких открытий не будет, всё гениальное просто. Чтобы чему-то научиться, это надо делать до тех пор, пока не научишься. Хотим ловкие пальчики, значит даём им нагрузку, возможность взаимодействовать с мелкими предметами: конструктор, пуговки, мелкие игрушки, мозаика, паззлы, крупы, очищение кожуры и скорлупы и т.п., развиваем силу с помощью лепки, рисования, раскрашивания, вырезания, всевозможных мастерилок. 

Всё должно быть на регулярной основе, надо обращать внимание на качество выполнения и добиваться доделывания и доведения работы до отличного результата. За неделю чуда не произойдёт, но дорогу осилит идущий.

В первом классе нет домашних заданий, но нужно понимать, что без определённого объёма работы невозможно отработать нужный навык. 
Вы запросто можете придумать упражнения для пальчиков сами, но можно воспользоваться советами специалистов, например:
Подготовка руки к письму
Постановка руки.
Статьи о каллиграфии и почерке.
Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму.

Всем удачи в этом непростом занятии))

12 комментариев:

  1. Спасибо за советы родителям, Надежда Владимировна. С Вашего позволения размещу ссылку на школьном сайте

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Конечно, если считаете информацию полезной, то пожалуйста)) Буду рада.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Спасибо Вам за советы - сохранила для племянников. Действительно, если хочешь чему-то научиться, то надо этому учиться, а не ждать, что всё само собой получится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Всё верно, простые истины во многом самые работающие и самые трудные в исполнении)))

      Удалить
  3. Отличные советы для родителей, Надежда Владимировна! Сохранила для внуков! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам спасибо, Ирина Михайловна, за отзыв. Рада, что материал полезен.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Это правильно делать пока не получится и регулярно, тогда и результат будет. Спасибо за советы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена. Спасибо за отзыв! Каллиграфия сейчас–больной вопрос. Надеюсь, что материалом воспользуются родители, рада, если помогу коллегам.

      Удалить
  5. Да, чем меньше нагрузка на пальчики, тем меньше усидчивы дети. Я тоже своим родителям давала советы, что делать в этом случае. Будем надеяться, Надежда Владимировна, что Ваши родители услышат Вас!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Слабая саморегуляция в дуэте со слабой моторикой рук дают слабую надежду на красивые тексты, на культуру письменной работы, на эстетику и аккуратность. Надо работать всем вместе, надо, чтобы родители прониклись этой проблемой и помогли деткам справиться с этим. К сожалению только в формате урока этого не сделать.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Надежда Владимировна. Спасибо, что поделились с нами полезными советами. У вас интересный блог. Становлюсь постоянным читателем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Александровна! Рада знакомству, благодарна за визит, отзыв и подписку! Надеюсь, что блог не разочарует ))

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".