Остановись, мгновение, ты же отпуск!!!

10 марта 2018

Детям о выборах

Здравствуйте.

Нет в жизни страны

Важнее момента,
Чем выборы Думы
И Президента.
Каждому нужно, 
Всё взвесив, решить,
Кому управленье
Страной поручить.
«Просеять сквозь сито» 
Всех кандидатов,
И лучшим из лучших
Доверить мандаты.
Автор: Инесса Агеева. Источник.
18 марта 2018 года состоятся выборы Президента Российской Федерации. Детям начальных классов ещё далеко до участия в таких мероприятиях, но школа должна проводить разъяснительную работу уже с 1 класса. Поэтому 6 марта у нас прошёл классный час на тему «Что такое выборы?». Презентацию к классному часу я составила на основе методической разработки подготовленной сотрудниками регионального Центра гражданского образования СДДЮТ (содержание методической разработки представлено после презентации).


Цели:
• формирование понимания сути гражданственности;
• понимание характеристик достойного гражданина России;
• расширение политического и этического кругозора учащихся;
• воспитание чувства гордости за свою страну и ее знаменитых граждан. 


Содержание классного часа:
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
Стой песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Пол ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принес.

Вопрос учителя школьникам: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

Учитель:
Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за ёмким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

Вопрос учителя школьникам: Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нем можете сказать?

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких ма­леньких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.

Посмотрите на карту России. Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Мо­скве, то в Петропавловске-на-Камчатке наступает полночь.

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2016 году, население России составляет 145 миллионов человек. Рос­сия — единое многонациональное демократическое госу­дарство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

И все они со­ставляют единую дружную семью. Русские, татары, морд­ва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 85 субъ­ектов: 22 республики, 9 краёв, 14 автономных округов, 1 автономная область, 46 областей, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Все они объеди­нились в одно большое государство — Россию, или Рос­сийскую Федерацию.

При всех существенных различиях – расовых, национальных, религиозных – у нас есть одно общее: каждый из нас – гражданин России. Каждый ребенок с момента рождения обретает все права граждан, защиту государством своих прав, свобод и интересов независимо от возраста, места проживания, положении родителей. По самостоятельно пользоваться многими правами он начинает по мере взросления.

Закон запрещает жестокое обращение с детьми причинение вреда здоровью, защищает право ребенка воспитываться в семье и право на уважение его достоинств. С 14 лет дети могут без участия взрослых распоряжаться своим заработком, делать банковские вклады. Полная самостоятельность наступает с 18 лет – по достижению совершеннолетия.

Вопрос учителя школьникам: Какие государственные структуры защищают законные права несовершеннолетних?

Вместе с тем гражданин – это почетное и ответственное звание. Чтобы стать таким, требуется приложить много труда. Знать и ценить особенности своей страны, уметь жить в согласии с окружающими людьми, приносить пользу себе и другим, нести ответственность на собственные поступки – все это характеризует достойного гражданина, способность думать о процветании своей Родины, трудиться для ее блага.

Еще в XIX веке поэт Н.А. Некрасов написал: «Гражданин – Отечества достойный сын». В этом смысле гражданами были и Павел Михайлович Третьяков, и Иван Дмитриевич Сытин, и Сергей Иванович Прохоров, и Савва Иванович Мамонтов, и многие – многие другие.

У этого слова есть еще один смысл. Посмотрите на паспорт своих родителей. Открыв первую страницу, вы прочитаете: паспорт гражданина Российской Федерации.

В каком смысле употреблено здесь слово гражданин? Здесь речь идет о принадлежности человека, владельца паспорта, к конкретному государству, к России. И слово гражданин приобрело другой смысл – правовой.

Вопрос учителя школьникам: Придумайте несколько предложений с разными значениями слова «гражданин».

Учитель: С Родиной граждане России связывают свою судьбу, свои радости и надежды, болезненно переживают неудачи и беды, которые случаются в родном Отечестве.

В многовековой истории нам есть чем гордиться – научными достижениями и открытиями, талантливыми художниками и композиторами, великими воинскими подвигами и самоотверженным трудом миллионов людей, благодаря которым страна процветала, укреплялась в мирные времена и была способна выстоять в периоды тяжелых испытаний.

Вопрос учителя школьникам: Назовите примеры нашей национальной гордости из среды выдающихся граждан России, стойкости государства в периоды трагических испытаний?

Учитель: Главное богатство страны, основа ее процветания и величия – это люди: их знания, труд, культура. Будущее страны так же зависит от того, какими вырастете вы – поколение молодых граждан, насколько ответственно вы будете готовы заботиться о своей стране. Облик России меняется с каждым новым человеком, который задумывается о Родине и пытается что-то изменить к лучшему.

Учитель: Часто слово гражданин ассоциируют с именем Кузьмы Минина – одного из организаторов народного ополчения против польских захватчиков в начале XXVII века. Однако гражданские добродетели люди обретают не только в бою. Существует немало способов превращения простых обывателей в настоящих граждан.

Один из них – активное участие в управлении своей страной, городом, районом, поселком, например в качестве избирателя. Можно с уверенностью сказать, что счастлива та страна, которая состоит из граждан в самом высоком смысле этого слова…

Вопрос учителя школьникам: Каково главное отличие человека от гражданина?

Учитель: Гражданин – это, прежде всего человек с выраженной социальной активностью. Обратите внимание на ряд фраз:

- гражданин выступает на собрании…
- гражданин участвует в выборах президента…
- гражданин защищает в суде обиженного человека…
- гражданин призывает окружающих людей к политической активности…

Здесь слово «гражданин» определенно на своем месте.

Таким образом, в широком смысле слова гражданин – это человек, который состоит в отношениях с государством, занят общественными делами. Он не уклоняется от политики, знает законы и умеет их применять на благо людей и самого себя.

Есть одно непростое слово – гражданственность. Это то, чем отличается настоящий гражданин, это единство морали, этики, правовой и политической культуры. Если человек обладает гражданственностью, он способен подниматься до интересов своей страны, жить ее болями и радостями.

Можно вывести такую условную формулу:

ЧЕЛОВЕК+ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ=ГРАЖДАНИН


Вопрос учителя школьникам: Назовите имена людей, которых мы можем назвать «достойные граждане нашей страны».

Учитель:
Высокая гражданственность во многом связана с проявлением воли, чувств и поведения многих россиян.

Воля – это способность к выбору деятельности и внутренними усилиям, необходимым для ее осуществления. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. «Это – волевой человек!» - так говорили не о каждом. Воля помогает делать усилия над собой и преодолевать такие вечные пороки человечества, как лень, трусость, вспыльчивость, безответственность, пьянство и др.

Любой гражданский поступок требует волевого усилия. Волевому человеку легко справиться со своим «хочу». Он действует, когда в его сознании возникает понимание: «надо», «я должен», «кто, если не я?».

Вопрос учителя школьникам: Попытайтесь определить, какие из этих ситуаций требуют усилия воли:

· просмотр фильма;
· оказание помощи тонущему человеку;
· участие в митинге;
· оскорбление младшего;
· отпор хулигану;
· участие в восстановлении храма;
· любование родной природой;
· поход по магазинам;
· участие в волонтерстве;
· спасение погибающей собаки;
· помощь инвалидам.

Какие из этих действий можно считать гражданским поступком?

Учитель: Кроме воли, гражданскими поступками человека руководят его гражданские чувства. К ним можно отнести: и чувство неудовлетворенности положением своей страны в мире, и чувство долго по защите Отечества, и чувство уважения национальной символике (герб, гимн, флаг), культуры, языка, традиций.

Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают людей искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.

Вопрос учителя школьникам:
Выберете из перечня три чувства, которые на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими, и объясните свой выбор.

· гуманность;
· скромность;
· чувство справедливость;
· честность;
· чувство долга;
· чувство чести;
· чувство ответственности;
· искренность;
· стыдливость;
· чувство вины;
· сочувствие;
· милосердие;
· взаимопомощь.

Мотив – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего совершается эта деятельность. Гражданскими мотивами можно считать те побуждения, которые приводят человека к действиям на пользу гражданам своей страны, к улучшению их положения. Это может быть стремление:

· поддержать духовную жизнь общества, например, построить или восстановить храм, открыть библиотеку, подарить картину музею;

· укрепить обороноспособность страны, например, подготовить сына или дочь к службе в армии;

· помочь стране добиться лучших результатов в спорте, например, материально поддержать местную или национальную команду;

· просто поддержать малоимущих или слабых и т.д.

Вопрос учителя школьникам: Расскажите о наиболее знаковых людях и их поступках в основе которых лежали волевые усилия, гражданские поступки и мотивы. На кого из них вы хотели бы быть похожими, кто для вас является примером для подражания?

После этого педагог может рассказать школьникам о практике и реализации учащимся социальных проектов «Гражданин», которые решают широкий спектр социальных проблем в нашей Самарской области и, возможно, предоставит реально один из эффективных проектов, который осуществили ученики родной школы.

Уместным будет здесь рассказ об известных гражданских акциях молодежи, ширящемся движение молодых волонтеров.

А. Шопенгауэр говорил: «Самый распространенный вид гордости — это национальная гордость». Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Канд.ист.наук, Пахомов В.П.

12 комментариев:

  1. У нас тоже проходят в школах аналогичные мероприятия. Посоветую коллегам обратиться и к Вашей публикации. Спасибо, Надежда Владимировна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна. Буду рада, если кому-то пригодится.

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, здравствуйте! Да,да у нас тоже ведутся разъяснения о выборах. Потому что выросло поколение, которое голосовать совсем не желает. Что это? Равнодушие или необразованность...
    Ваш материал очень полезен! Копирую ссылку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Делитесь ссылкой, конечно, хорошо, если материал облегчит кому-то подготовку. А вот с равнодушием или необразованностью тут всё неоднозначно. Я бы не выносила категоричный приговор... А вообще не хочу про политику, не люблю я про неё говорить))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Спасибо, что поделились материалом! Интересно и полезно!Обычно мы рассказываем о выборах старшеклассникам, а вот для малышей еще не проводили!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна. Да и у нас, я не припомню, чтобы у малышни такие классные часы проводились, а вот тут распоряжение пришло.

      Удалить
  4. Спасибо за материал, Надежда Викторовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Анна Анатольевна. Только я Владимировна ))))))) Будет замечательно, если этот материал сэкономит время на подготовку.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Сижу, "ломаю" голову как бы объяснить второклассникам понятия "выборы" "голосовать" и т.д. Устала.
    Думаю, дай зайду в блог... и сразу в глаза Ваш пост. Супер!!! Спасибо Вам огромное!
    В среду воспользуюсь! Доступно, наглядно, интересно.
    Благодарю!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна. А я ещё сомневалась в нужности материала. Удивительно, что нам дали теорию, это очень помогло для подготовки. Очень хорошо, что пригодится! Делитесь с коллегами.

      Удалить
  6. Очень интересный материал! Влюблена в ваши классные часы, Надежда Владимировна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Спасибо за такое оношение!!! Главное, чтобы польза была для детей и для коллег облегчение работы.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".