Ошибайся, учись, двигайся дальше.

05 февраля 2018

Конкурс IT-activity как способ саморазвития и повышения профессионального мастерства педагога.



Здравствуйте.
Предлагаю вашему вниманию свою статью, которую я отправляла на конкурс Малой академии наук «Интеллект будущего» – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ «Образование сегодня: опыт, инновации, перспективы», а также представила свой опыт на сайте «Академия педагогики». Работа удостоилась высокой оценки, чему я, конечно же рада. Правда я сначала не поняла, Лауреат 1 степени–это хорошо или не очень. Погуглила и успокоилась)))
«Лауреат - это тот, кто выиграл конкурс или фестиваль высокого уровня; человек, получивший престижную премию за заслуги в области музыки, танца, спорта, науки, искусства или кино».

Тема: Конкурс IT-activity как способ саморазвития и повышения профессионального мастерства педагога.

Автор: Волобуева Надежда Владимировна, учитель начальных классов МБУ «Лицей №57» г.Тольятти Самарской области.



«Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным». 
К. Симонов.

Из года в год растёт количество педагогических профессиональных конкурсов как очных, так и заочных. Все о них слышали или даже участвовали. Кто-то принимает в них участие из практических соображений, т.е. по причине необходимости предоставления достижений при аттестации, а кто-то в первую очередь стремится к самосовершенствованию и профессиональному росту. Не участвовать ни в одном конкурсе, думаю, уже не получится в условиях современных требований к педагогам, но первопричина может быть разная. Хороший конкурс – это порция нового, интересного и полезного опыта, а учительская профессия обязывает находиться в постоянном тонусе, быть современным. Конкурсы меняют отношение к себе как профессионалу: от спокойного, удобного и манящего «так живётся спокойнее» на позитивное «я могу, я молодец, я умный».
Конкурсы могут привлекать педагогов по различным причинам. Кто-то любит дух соревнований, кто-то хочет через конкурс заявить о своём профессиональном мастерстве и получить этому конкретное подтверждение, а кто-то справедливо считает, что участие в конкурсах – это замечательная возможность научиться новому. Все эти причины достойны уважения.

Зачем учиться новому человеку, который имеет на руках диплом о профессиональном образовании? Давайте подумаем. Может ли учитель обучать детей письму, если сам допускает ошибки при письме? Может ли учитель требовать или призывать детей к чтению литературы, если сам этого не делает? Может ли учитель говорить детям о важности образования, если сам, закончив профессиональное учебное заведение, больше ничему не учится? По-моему, ответы очевидны. Педагог должен постоянно проявлять свою активность, стремление и умение учиться, готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным решениям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Хорошо это или плохо, но успокаиваться при получении документа об образовании учитель не может. Или нужно выбирать более спокойную профессию.

Где же учитель может продолжить своё самообразование? Обретение важных качеств современного педагога невозможно без расширения границ применения своих возможностей и опыта. Позвольте применить некоторую аналогию между кулинарией и нашей профессиональной кухней. Самая вкусная пища надоедает, хочется нового другого вкуса. Поэтому нужны новые рецепты, которые не отменяют проверенных годами хороших блюд, а будут дополнением и разнообразят уже известное меню. Так и в нашей работе. Надо выходить из удобных и привычных рамок ежедневной профессиональной деятельности. Дополнять книгу своих профессиональных рецептов новыми приёмами и методами, чтобы стать или даже правильнее быть всегда в статусе профессионала.

А какого учителя можно называть профессионалом? Того, кто добросовестно выполняет свою работу, регулярно посещает курсы повышения квалификации? Да. Но в стремительно меняющемся веке этого недостаточно, этого очень мало. Конечно, учитель должен знать особенности детей, хорошо разбираться в психологии. Кроме того, педагог обязан уметь находить подход к каждому ученику и любить детей. Он должен владеть учебным материалом, который преподаёт. Он должен уметь увлекать, преподносить ярко и доступно учебный материал. Не менее важно быть авторитетом для учеников и их родителей. Хороший учитель обязательно задумывается над тем, что обеспечит успех его работы, что влияет на результат, как педагогические идеи воплотить на практике с наибольшей пользой. Эти характеристики – прописные истины, известные всем педагогам со времён обучения профессии. Возможно, вы уже обладаете всеми этими качествами, и они позволяют вам достойно выполнять вашу работу. Но! Чтобы быть актуальным, чтобы быть на волне, и идти в ногу со стремительно меняющимся образовательным процессом, вам не обойтись без регулярного самообразования. Помните, как говорится в сказке про Алису: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Это точно про нашу профессию.

Каким же образом можно достичь достойного профессионального уровня? Можно стать членом педагогического сообщества и обмениваться опытом, обучаться и раскрывать свой творческий потенциал. Это можно сделать участвуя в семинарах и конференциях, в вебинарах, в мастер-классах, проектах и различных акциях, создавая свой блог и участвуя в конкурсах, публикуя свои наработки в печатных изданиях и в интернет-ресурсах. Профессиональное самосовершенствование – это процесс повышения своих профессиональных качеств, согласно требованиям, которые вы сами перед собой ставите. Эта планка должна быть выше того, что вы имеете на сегодняшний день. Сейчас педагогам предлагается очень много возможностей для саморазвития, но все ли они достаточно качественные. Не хочу никого ругать и критиковать, агитировать и убеждать. Каждый педагог сам решает, каким способом повышать своё профессиональное мастерство. Я хочу обратить ваше внимание на очень профессиональный и современный ресурс не столько для соревнований, сколько для профессионального саморазвития. Это конкурс «IT-activity». Давайте с ним познакомимся. Найти его легко на странице ТолВики в разделе «Проекты и конкурсы».

Цели и задачи конкурса:

· Способствовать развитию и распространению педагогического опыта и инициатив в области использования информационных технологий в образовательном процессе, повышению профессионального мастерства педагогов.

· Информировать образовательное сообщество об успешном педагогическом опыте использования информационных технологий.

· Повысить информационно-технологическую культуру педагогов.

· Пополнить банк данных методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Конкурс проводится с октября 2008г. В конкурсе сначала было предусмотрено командное и личное участие, сейчас командного участия нет. Участниками могут быть педагоги из любого региона.

Организаторы конкурса IT-activity: МОУДПОС Центр информационных технологий г.о. Тольятти и МОУДПОС «Центр медиаобразования» г.о. Тольятти. Конкурс часто проводится по номинациям, например:

· «Посмотри и сделай лучше»;
· «Интерактивным детям – интерактивные педагоги»;
· «Играй и учи!»;
· «Учи как пират!» и др.

Чему можно научиться? Например:

· писать эссе, статьи, сказки и т.п.;
· создавать облако тегов, используя специальные ресурсы;
· создавать аудио или видеофайлы (подкасты) с помощью специальных программ звукозаписи и создания видео;
· сохранять подкасты и использовать их для публикации в сети;
· работать с сетевыми сервисами Web 2.0 (сервисы, которые позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиаинформацию);
· рассуждать, формулировать и высказывать собственное мнение;
· разрабатывать обучающие игры;
· придумывать инструкции, мероприятия, задания, учебные материалы;
· работать в ресурсе виртуальная доска;
· работать с документами, анализировать, готовить презентации и рекомендации для представления коллегам;
· создавать комиксы;
· принимать участие в дистанционных семинарах;
· создавать блоги;
· проводить рефлексию всех своих действий;
· проводить семинары для коллег;
· делать репортажи;
· анализировать педагогические ситуации;
· структурировать информацию и составлять интеллектуальные карты;
· организовывать информационные потоки и проектировать информационно-образовательную среду;
· учиться правильно вести информационный поиск и представлять полученную информацию;
· создавать всевозможные материалы в формах Googl (анкеты, опросы, тесты и прочее);
· изучить разные технологии обучения (ТРИЗ, ТРКМ и т.д.) и многое другое

Как проходит обучение?

Конкурс состоит из нескольких этапов. Перед каждым конкурсным этапом участники получают подробные инструкции, советы и рекомендации, к действию, ссылки на ресурсы и пособия, где можно изучить методику, познакомиться с работой в новом ресурсе, рассмотреть образцы и примеры готовых работ. Возможны даже обучающие семинары в процессе конкурса. Если возникают вопросы, их всегда можно задать организаторам конкурса и получить полноценный ответ.

Конкурс IT-activity не только позволит вам прожить и присвоить наиболее эффективным способом самые передовые приёмы и методы обучения детей, но и даст вам возможность проявить и раскрыть свою индивидуальность. Вы получите опыт общения с коллегами из разных регионов, с профессиональным жюри, которое не только «жюрит», но и помогает, подсказывает, отвечает на ваши вопросы. Этот конкурс хоть и выявляет победителей, но каждый участник, без сомнения, уходит с подарком в виде живого опыта. Этот конкурс как бы предлагает вам оглянуться на всё, что вы делаете, и сравнить с тем, что можете делать. Любой человек выберет лучшее, и вы окунаетесь в этот процесс, уже не задаваясь вопросами «зачем», «как», «почему», а просто действуете. На мой взгляд, регулярное участие в конкурсах подобного рода вырабатывает привычку быть по-настоящему живым, мобильным, в хорошем смысле слова беспокойным учителем. Проводить постоянно только «рабочие» уроки становится неинтересным, зная, сколько есть продуктивных и современных возможностей.

Почему не все педагоги участвуют в таких живых конкурсах? Потому что это непросто, это стрессовые ситуации и волнения, боязнь неудачи, это лишняя неоплачиваемая нагрузка, это затраты личного времени, дополнительная суета рабочего дня, это мероприятия с детьми вне расписания, это более тесное сотрудничество с родителями и прочие «лишние» трудности. Ситуация во многих школах такова, что результаты участия в конкурсах и соревнованиях практически ни на что не влияют, особенно в начальных классах. Наши достижения слишком мелкие и незначительные, с точки зрения оценки результатов профессиональной деятельности.

Тогда кто же становится участником подобных конкурсов? Это педагоги с высоким уровнем притязаний, с потребностью к росту и самообразованию, с высокой мотивацией. Мотивация внешняя тут не при чём, грамоты и пару-тройку баллов в оценочном листе педагога не имеют серьёзного значения. А вот внутреннее удовлетворение, самоуважение, радость и удовольствие оттого, что ты смог, ты научился и сделал это сам – это важно и приятно!

Что даст вам конкурс IT-activity?
 
Он даст вам возможность вынырнуть из повседневной рабочей рутины и стать более творческим. Он обогатит ваш опыт общения с коллегами, повысит вашу профессиональную активность, освежит и пополнит ваши профессиональные знания передовыми идеями. Вы освоите на практике новые педтехнологии, обязательно освоите новые ресурсы, программы, технические средства, повысите свою самооценку или получите повод для её повышения. Общение с учениками и родителями станет гораздо разнообразнее, что позволит вам лучше узнать друг друга.

Это возможность проанализировать самого себя и показать себя педагогам города, мы все уникальны и это интересно. У каждого мы можем научиться новому. Если вы не очень дружны с техническими новшествами, то IT-activity подружит вас и с ними.

Большим плюсом этого конкурса является полное отсутствие формализма. Вся работа проходит у вас вживую, это не конкурс бумаг и слов. Это творчество, деятельность, обучение, общение, результат.

Не стоит относиться к конкурсам такого рода, как к спортивным состязаниям. В выигрыше будет не только победитель, но и все участники. Я абсолютно уверенно могу сказать, что ни одни курсы не научили меня стольким полезным вещам, как участие в конкурсе IT-activity и ещё Дистанционная Олимпиада для начальных классов «Нескучная зима», которая также проводится городским ресурсным центром. Узнать об этой олимпиаде вы можете на том же сайте ТолВики. Именно после участия в этих конкурсах во мне проснулось желание создавать что-то полезное для уроков с помощью компьютерных программ, захотелось создать свой блог.

Ещё совсем недавно я действительно обладала только некоторыми знаниями в области информационных технологий. Но ИКТ-грамотный учитель - это не значит ИКТ-компетентный учитель. Только при условии воплощения знаний в действия учитель может стать компетентным в области ИКТ. Являюсь ли я компетентным учителем в этой области? Трудно ответить однозначно. Всегда есть кто-то, умеющий больше, чем я, и есть кто-то, умеющий меньше, чем я. Можно точно сказать, что этот конкурс научил меня учиться самостоятельно, разбудил потребность действовать самой, а не ждать очередных курсов повышения квалификации.

Расскажу вкратце о моём личном участии в конкурсе IT-activity в 2012-2013 уч.году. Задача конкурса была в том, чтобы изучив определённый теоретический материал, например, таксономию педагогических целей Блума, технологию развития критического мышления, я должна была спроектировать 6 учебных задач на разный уровень усвоения материала по выбранной учебной теме. Я выбрала тему «Изучаем величины». Затем я разработала эти учебные задачи с применением ИКТ. Заполнила технологическую карту, в которой были расписаны учебные задачи и планируемые результаты. Расписывая учебные задачи, я определяла мотивационную направленность задания, условия её выполнения, главный вопрос и критерии оценивания задания, давала ссылки на инструкции к заданию, которые выполнены с помощью инструментов Googl. А также в таблице размещены ссылки на задания, которые выполнены с помощью разнообразных ресурсов, эти задания я определяла сама, как наиболее эффективные для достижения учебной цели. Каждое задание должно было соответствовать определённому уровню таксономии по Блуму: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. В таблице были указаны тип работы учащихся (групповая, индивидуальная, коллективная) и планируемые УУД. Скажу честно, для меня это было непросто. Требовалось много времени на продумывание наиболее удачных заданий, на изучение сервисов интернет, с помощью которых я смогла бы реализовать поставленные задачи. Многие сервисы англоязычные, трудные в работе для первоклассников и даже их родителей.

Затем, изучив инструкции по работе с сайтами Googl, на страницах сайта конкурса, где каждому участнику создали отдельную страничку, нужно было опубликовать все свои учебные задачи, не забывая, что с ними придётся работать детям. Т.е. всё должно быть изложено просто, доступно, логично, с инструкциями по выполнению каждого задания и инструкциями по работе с сайтом. На этом этапе было много технических проблем. Работать с сайтом - это не презентацию создать. Тут всё серьёзнее. Но постоянно обращаясь к инструктажу, методом проб и ошибок, всё получилось. Вся работа на конкурсе сопровождалась постоянной рефлексией. Я анализировала каждое своё действие и заполняла специальные таблицы конкурса. В итоге у меня получилось 4 крупных раздела в работе. Я их назвала для детей "Шаги". Страничка сайта данного конкурса существует и сейчас, можно её посмотреть живьём https://sites.google.com/site/konkursitactivity20122013/st-u1/veliciny, но по прошествии времени некоторые ссылки и материалы недоступны по причине удаления некоторого материала. Но общее представление получить можно.

Всю предстоящую работу я показала, проговорила и объяснила на родительском собрании. Это понятно, т.к. дети 1 класса самостоятельно с заданиями не справятся. Т.к. у меня в кабинете на тот момент не было детских нетбуков, то групповые задания мы выполняли на моём компьютере, а индивидуальные приходилось делать дома. Некоторые индивидуальные задания, с которыми не могли справиться родители (не смогли разобраться в работе ресурса), я делала с детьми в классе. Всю работу поэтапно я показывала и анализировала с детьми на уроках математики. Демонстрировала работы детей, обсуждали плюсы и минусы. Не обошлось без консультаций родителей по телефону и по электронной почте. Были казусы с удалением материала из таблицы достижений учащихся, где все дети оставляли, например, ссылки на свои работы, а также выполняли самооценку или видели мою оценку. В итоге работа хоть и была трудна для многих, но понравилась всем. Дети жаждали продолжения, родители были горды, что наш класс участвовал в такой новой форме обучения. Я была удивлена своими возможностями и результатами активного участия детей и родителей. С тех пор я не боюсь участвовать в таких конкурсах, где нужно учиться самостоятельно и создавать учебные продукты.

Что мне дало участие в конкурсе?

  • новый опыт: организация сетевой площадки для изучения учебного материала, знакомство с новыми ресурсами; 
  • положительные эмоции: радость, гордость, повышение самооценки, удовольствие, уверенность в собственных силах; 
  • мотивация на создание блога. 
  • потребность в саморазвитии и самообучении. 
В заключение хочется опереться на высказывания известных людей. Майк Бэбкок – известный канадский хоккейный тренер говорил, что в жизни нужно стремиться обгонять не других, а самого себя. Не смотрите на более именитых коллег, не пугайтесь, что вы не сможете сделать так, как они или лучше их. Не ставьте себе цель обязательно победить на конкурсе. Вы победите себя, свою инерцию, свой страх, свои сомнения. Участвуя в таких прикладных конкурсах как IT-activity, вы точно обгоните самого себя вчерашнего. Чем не победа? А если делать всё ответственно и от души, то вполне вероятно, что участие обернётся и победой реальной. Не слушайте «доброжелателей», которые будут укреплять ваши сомнения, не слушайте жалобный писк лени с уговорами спокойно посидеть в сухом прохладном месте. Как говорил известный писатель и философ-просветитель Вольтер, ленивые всегда бывают людьми посредственными, а профессия учитель не имеет права быть посредственной. Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок учился у такого учителя? Вопрос риторический.

Поэтому помните, что если вы задумались над выбором такого конкурса, который может быть хорошим способом вашего саморазвития и повышения профессионального педагогического мастерства, то уже один замечательный конкурс в вашем списке есть – это конкурс IT-activity.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Достойно, очень достойно! Когда Вы всё успеваете?
    Поздравляю Вас с получением Свидетельства и Диплома! Мне очень понравилась Ваша работа - Вы не только делаете, но обобщаете, анализируете, стремитесь к лучшему!
    В Вас очень велика "потребность в саморазвитии и самообучении". Достойно подражания!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Фёдоровна. Всё не успеваю. Хотелось бы больше )) Эту статью я готовила для четвёртого сборника блогеров, но, как Вы наверное, помните, не сложилось с его выпуском. Не пропадать же труду.

      Удалить
  2. Надежда Владимировна, поздравляю Вас! И немного завидую, административная работа все меньше оставляет свободного времени. А были времена, когда за год успевала и очные, и заочные, и дистанционные куры обучения пройти по разным направлениям, да а еще и в конкурсах поучаствовать)). Желаю Вам все успевать и не останавливаться на достигнутом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна. Да и моя работа всё меньше оставляет времени для профессионального творчества. Время какое-то жидкое стало)) как вода сквозь пальцы утекает. Спасибо за добрые пожелания!

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".