05 февраля 2017

Кто аккуратен, тот и людям приятен

Здравствуйте, мои дорогие читатели.
Вот и прошла суббота... Чем день был наполнен?  Проверяла  2 пачки тетрадей, брала домой журнал по внеурочным занятиям, не успеваю на работе, готовила материал в блог, писала объявления в группу класса, прорешала\разобрала материал на неделю по математике, решали с родителями вопросы со смотром строя и песни в Вайбере. Между делом полила цветы, запустила пару стирок, развесила бельё. Всё. День закончился. Выходной.... Не успела приготовиться на следующую неделю, посмотреть и подобрать некоторый материал. Это завтра. Конечно устала, но усталость бывает разной. Бывает переделаешь много рабочих дел в субботу и приятно, что все хвосты подобрала, и с чистой совестью входишь в новую неделю. А сегодня было грустно, не было удовлетворения. Грустно оттого, что уже второй год бьёмся, а аккуратности и старания никак не добьёмся. Так грустно стало после проверки тетрадей. Конечно, не всех, но есть. Вот такое длинное и мудрёное вступление к тому, о чём я решила написать. Видимо, от расстройства.
Почему, задумалась я, несмотря на ежедневные напоминания, не приходит к детям это пресловутое прилежание, т.е. старание и аккуратность.  А потому, что эти характеристики не
относятся чисто к учебной деятельности, они являются характеристикой человеческой личности, следствием жизненных привычек. 
Тут возможны варианты: либо это свойственно семье в целом, либо свойственно только данному ребёнку. Родителям виднее. Если это влияние семьи, то, как показывает опыт, некоторых родителей в этом убеждать не надо, они понимают свои промахи, реально оценивают ситуацию, пытаются что-то менять, раз уж осознали проблему и приняли за неё ответственность и никого в этом не обвиняют. А вот противоположную категорию людей убеждать не получится. Не услышат. Потому что неприятно быть виноватым, лучше найти на эту роль кого-нибудь. 

Прилежание с неба не падает. Это результат воли, усидчивости, целенаправленности в действиях, трудолюбия, ответственности, это способность обучаться, прислушиваться к пожеланиям и требованиям. Это начало самовоспитания маленького человека и зарождение внутренней культуры.

источник фото
Каждый день я наблюдаю за детьми и вижу, что у одних ребят всё лежит стопочкой, вещи
чистые, аккуратные. А у некоторых, например, обложки на тетрадях или дневниках, наверное, с 1 сентября не менялись. Есть и рваные, и грязные. В тетрадках или дневниках ребёнок может позволить порисовать ручкой или карандашом, пишет как попало, безо всякого уважения к себе и к проверяющему, исправления делает небрежно, на исправления учителя не обращает внимания, и потому ошибки переходят из работы в работу, ничего не меняется в лучшую сторону. В портфелях мусор и много лишего, бардак.

Разговаривая с детьми, я пытаюсь до них донести, что всё это вырастает в привычку жить кое-как, небрежно. Вырастут они, придут в магазин, а там вещи и продукты, сделанные кое-как, чиновники, артисты, полицейские и учителя, которые работают кое-как, врачи, водители и пилоты самолётов, которым вы доверили жизнь, тоже работают кое-как. Ведь вам жить среди этого! Вы скажете это уж слишком пафосно и громко, слишком глобально. А я думаю, что нет. Я таких людей встречаю немало.

источник фото
Что интересно, однажды я попросила детей написать работу максимально хорошо. Как-то так сложилась моя речь, видимо, воодушевлённо, что дети написали так, что я не узнавала, кто это написал, не прочитав фамилии. Это было, когда мы писали ВПР. Ведь МОГУТ!  Но... лень-матушка, это же надо стараться. Нет неспособных детей, есть лень. А некоторые родители этому потакают, занижая планку требований, критикуя учителя за отметки, не дают своим неверием в способности и возможности ребёнка стать ему лучше самого себя. Нам родителям почему-то всё время жаль своих детей, мы боимся, если они немного устанут, немного расстроятся, немного напрягутся. Это касается не только учёбы. Это уже привычка. Мы же хорошие родители, мы оберегаем своего ребёнка от неприятностей. А ведь не все неприятности должны быть исключены из жизни ребёнка. Но не поняв чёрное, не оценишь белое.

Вернёмся к школе. То же можно сказать об ошибках, которые повторяются у ребёнка из работы в работу. Посмотрел, что "3" поставил учитель, и закрыл тетрадь. А почему и отчего не проанализировал. А потом опять "3", а потом "ему неинтересно учиться". И это у детей, которых природа не обделила умственными способностями. Почему дети, имеющие высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость?

Вот что говорят по этому поводу специалисты: главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Результаты психологических исследований показывают, что большинство неуспевающих детей – это дети «интеллектуально-пассивные», т.е. дети, которые не приучены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные. Интересы развивают и повышают качество мыслительной деятельности, влияют на общее развитие ребенка, на активность в учении, создают благоприятные условия для развития всех психических процессов.

А это идёт из глубокого детства. Психологи говорят, что ребёнок, пришедший в 1 класс, на 90% сформированная личность и изменить что-то очень трудно. Я склонна с этим согласиться. Только огромное желание изнутри может что-то изменить. Ни родители, ни репетиторы, ни волшебники не научат ребёнка ничему, если он САМ этого не хочет. А если у него нет привычки делать и думать, потому что чаще это за него делаем мы, то откуда это возьмётся? Нам всё время некогда, мы сделаем быстрее. За ребёнком надо будет наверняка переделывать, лучше мы сами и т.д.

Что в большей мере способствует развитию познавательного интереса? В учебном процессе важным показателем развития, необходимым для успешного усвоения материала по всем учебным предметам, является .....организованность и систематичность. Вот и замкнулся круг.

Ответьте сами себе на следующие вопросы:
источник фото
Соблюдаются ли ребёнком важные режимные моменты без ваших напоминаний?
Ребёнок складывает свой портфель вечером или утром?
Участвуют ли родители в процедуре складывания портфеля?
Бывают ли случаи опоздания в школу по вине ребёнка?
Как часто ребёнок забывает донести устную или записать информацию, которую сообщает учитель?
Получает ли ребёнок в школе замечания, не касающиеся уровня овладения знаниями по предметам и как часто это бывает (дисциплина, отсутствие учебных принадлежностей, забывчивость при выполнении заданий и др)?
Даёте ли вы ребёнку испытать на себе и оценить реальные последствия (а не просто недовольство родителей) своей неорганизованности, нестарательности, безответственности и получить опыт?
Посмотрите на свои ответы и.... начните вместе с ребёнком шаг за шагом менять эти характеристики в лучшую сторону.

Старательный человек бережёт время своё и чужое. Он уважает себя и окружающих.

Никого не поучаю, никого не критикую, никого не хочу упрекнуть. Я сама родитель, у меня тоже есть свои промахи, поэтому проблема общая. Не сегодня этот вопрос возник, и не завтра он решится. Делитесь опытом, может у вас получилось приучить вашего ребёнка к старательности и аккуратности?

6 комментариев:

  1. Как трудно учителям воспитать у ребенка трудолюбие, аккуратность, ответственность, умение учиться. Я прекрасно вас понимаю, Надежда Владимировна. Если дома родители не занимаются ребенком, кому-то действительно некогда (целый день на работе), другим неохота, на первом месте какие-то свои дела, то учителю воспитать, например, прилежание затруднительно, я даже думаю, что невозможно. В него в классе 30 человек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Да дело даже не в нашей трудности. Бывает так, что в семье тоже приучают ребёнка к аккуратности, но ничего не выходит. Кто знает, в чём секрет...Почему у ребёнка нет потребности в аккуратности? Аккуратность это красиво, это удобно, это приятно, это практично, это организованно и т.п. А школьная проблема аккуратности плоха тем, что она влияет на качество работы, а разовыми призывами в рамках школьных занятий аккуратности не добиться. Это должно быть в системе.

      Удалить
  2. Уважаемая близкая мне по духу Надежда Владимировна! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Понимаю:это крик души учителя, который иногда не знает, какими словами убедить ребят писать аккуратно, правильно выполнять списывание, быть внимательными... Уверена, если родители поработают и несколько раз заставят свое чадо переписать классную (а то и домашнюю) работу, написанную "как курица лапой", дети будут стараться. У меня в классе очень понятливые, замечательные ребята, но лень - матушка и работа не в полную силу от жалости к себе, мешает порой им учиться лучше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Татьяна Николаевна. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Я тоже заходила к Вам в гости на этих выходных. Так хотела оставить под загадкой про числа ответ-отгадку, но не стала, пусть дети отгадывают, это же для них ))))
      А статья эта действительно крик души. Такая тяжёлая работа как проверка тетрадей занимает столько сил, времени и здоровья, а оплачивается так мало, что очень обидно, когда никак не можешь добиться результатов аккуратности и ответсвенности. Никакие строгие и душевные увещевания, никакие акции особо не помогают тем детям, кто, простите уж меня, с ленцой родился. Слава богу, есть и хорошие тетрадки, с которых всегда начинаешь проверку и потом держишь их перед глазами, как образец и отрада глаз. Страна должна знать моих героев! Это Сюракшин Илья и Маша Фуражировская. Есть и другие ребята, но некоторые пишут хорошо, а ошибочек многовато, другие пишут почти без ошибок, но каллиграфия неидеальна. А вот Илья с Машей - это то, что доктор прописал. Спасибо вам, ребята.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Всегда захожу к Вам, читаю. правда не всегда оставляю комментарии... Сегодня просто решила ещё у Вас просить совета. Как воздействовать на внука, чтобы не тёр в тетради до дыр... И разъясняем, и показываем, и ругаем. Трёт, и всё! От этого в тетрадях неаккуратность и грязь! Его мама заставляет переписывать...Бывает по три раза переписывает домашнее задание. Учится во 2 классе. Может двойки его подстегнут к аккуратности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна. Я только сегодня разговаривала с одной мамой о письменных работах её сына. Размышляли о способах, как воздействовать. Трудно это всё. Мы все очень разные, каждый из нас - уникальная комбинация физических, психологических качеств, условий жизни, потребностей, стремлений и желаний, что дать универсальный рецепт невозможно. Надо перебирать, пробовать. В вашем случае ни двойки, ни переписывания, как я думаю, не помогут. Хорошо бы вывести на разговор, выяснить причину. Возможно у него в голове просто"застрял" один алгоритм: хочешь исправить ошибку убери её. Он и убирает тем способом, какой знает. Покажите ему наглядно разные способы и пусть увидит разницу. Напишите два раза одно и то же предложение специально с несколькими ошибками. Исправьте одно его способом, а второе культурным, т.е. зачеркнуть карандашом и надписать сверху. Пусть сравнит результат. Можно объяснить, что способность к самопроверке и исправлению - это и есть учиться, это правильно и нормально. И взрослые ошибаются. Чтобы он автоматически в школе не тянулся к ластику ( а он будет тянуться, ведь привычка штука сильная), пусть ластик держит не в пенале, а где-нибудь в портфеле в кармашке. Пока будет доставать должен вспомнить, зачем его туда убрали, чтобы правильно исправлял. Попробуйте, вдруг сработает.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере