с 20 по 24 ноября в Лицее каникулы

10 августа 2016

Кто обжегся на молоке, дует и на воду

Пословица иносказательно говорит о том, что человек, подвергшийся опасности, начинает её всегда ожидать и поэтому перестраховывается.
К чему это я?
 Готовясь к новому учебному году, просматриваю свеженькую информацию на педагогических сайтах, что-то интересное выискиваю. И тут мне попалась статья про учителя, который попал в неприятную ситуацию. Я стараюсь в таких обсуждениях не участвовать, т.к. считаю это сотрясанием воздуха. Учителя-родители-чиновники-дети - у каждого своя правда и сдавать позиции в этой баталии никто не намерен. Никто не готов к компромиссу, но уроки из таких моментов обязательно надо извлекать.

Учительницу одной из школ Центрального района Петербурга оштрафовали на 10 тысяч рублей из-за того, что дети на перемене бегали и столкнулись головами, передаёт “Петербургский дневник”. Учащиеся столкнулись на перемене в мае текущего года в присутствии педагога. В результате один школьник получил черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В отношении учителя возбуждено дело об административном нарушении по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ (нарушение права на образование). По решению мирового судьи она была привлечена к ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Скажите, где тут нарушение права на образование?
Если учитель отвечает за жизнь и здоровье детей, то это какая статья?
Почему родителей не штрафуют, когда при них дети сталкиваются и падают?

Прочитав эту статью, я подумала: "Господи, пусть следующий учебный год пройдёт спокойно, без травм, скандалов, обид и прочего негатива". Не потому, что у меня это было, нет, слава богу крупные неприятности меня за прошедшие года  миновали, а рабочие моменты, конечно, бывали, куда же без них, но всё старались разрешать миром. Большинство понимают, что дети существа  подвижные, вспыльчивые, они импульсивны в словах и в действиях. Никогда не знаешь, в какой момент они что-нибудь вытворят хоть при родителях, хоть в школе.
Коллеги, да минуют Вас такие ситуации, как в первой истории!!! Перестраховывайтесь, берегите себя.
В мае учителя из Златоуста обвинили в жестоком обращении с детьми из-за сложных заданий. Прокурорская проверка показала, что учитель начальных классов задавала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ, а также в виде ежедневного заучивания сложных стихотворений. "По своей инициативе она удлиняла продолжительность занятий, сокращала продолжительность перемен, оставляя детей после занятий продолжать изучать пройденный материал. Задаваемые домашние задания не имели рекомендательный характер, по результатам их выполнения выставлялись баллы, что запрещено приказом Минобрнауки России", - отметили в прокуратуре. В результате действий учителя некоторые ученики были лишены полноценного отдыха, а также возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции. "С сентября 2015 года по апрель 2016 года в своей педагогической деятельности учитель применяла в отношении учеников 1 класса недопустимые способы воспитания: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение", - добавили в ведомстве.

После прочтения этой истории мне вспомнились слова некоторых родителей: "Почему у нас нет домашнего задания и отметок, в других школах есть и ничего". А вот потому, дорогие мои!
И никто не будет разбираться, что раньше были и отметки, и задания и никого не судили, а сейчас вот так, потому что так решило министерство образования. А моё и ваше мнение никого не интересует. Тем более оно у нас может и не совпадать, а как договариваться будем? Да к тому же со всех сторон идёт стравливание школы и родителей. Не нравится что в школе, пишите жалобу! Синяк - жалоба, косой взгляд (как показалось ребёнку) - жалоба, невкусно кормят (а вкусы у всех разные) - жалоба! Нет уж, я не хочу жить в ожидании неприятности.

Хочу сказать и коллегам, а я знаю таких, кто машет рукой "да ладно!" и делает так, как считает лучше, поберегите себя, не рискуйте. Конечно, всё что мы делаем, всё это из благих побуждений. Но это к делу не пришьёшь, как говорится. И себя я уже десять раз поругала, был у меня моментик инициативы в прошлом году, но я вовремя остановила себя. Раз уж мы слуги закона, то и в работе должны руководствоваться законом.

Зачем я всё это писала? Не для того, чтобы искать, кто прав, а кто виноват. Правда дело скользкое. Правда - это то, во что мы верим, а вера у каждого своя. Писала я для того, чтобы напомнить:
-  вам, коллеги, что, скорее всего, учительство - это наше призвание и в бизнес нам уже поздно.
Кому не подходит, уходят в самом начале профессионального пути. Что надо стараться соблюдать баланс между самоотдачей на работе и заботе о себе.
- вам, родители, что не стоит винить во всех бедах ребёнка школу. Мы не враги, успешный ученик и воспитанный ребёнок - это и наша цель. Нам это даже нужнее!
- вам, чиновники, что задача учителя не бумаги "нянчить", а учить детей.
- вам, ребята, хочу напомнить, что школа и уроки - это не наказание, не мучение. Найдите свой интерес в учёбе, полюбите её и она тоже ответит вам взаимностью.
Всем удачи в будущем учебном году!

22 комментария:

  1. Спасибо, Надежда Владимировна, за важные напоминания всем участникам образовательного процесса. Одно время говорили о педагогике сотрудничества". Пора к этому возвращаться)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Да. Людям пора почаще включать разум, а импульсивность отключать. Может быть, тогда будет более комфортное взаимодействие.

      Удалить
  2. Надежда Владимировна! Я не считаю, что учитель виноват в истории № 1. За всеми детьми класса невозможно усмотреть! Родители за одним своим ребенком не могут смотреть. Учителю на перемене нужно сделать кучу дел. Разве дети не знают, как вести себя на перемене? Сейчас никто не хочет в школу идти работать. И такие вот ситуации тоже этому способствуют.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Это мы с Вами понимаем, но не те, кто горазд обвинять учителей. Чужими руками всё легко и просто, а вы сами попробуйте. Хорошо, что большинство людей всё-таки понимающих и адекватных в этом плане.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Согласна с Вашими словами.
    Только вот в этом году у меня вновь 1 класс. Признаться, не люблю, порой жуть как не люблю три момента "первоклассной" жизни:
    1. Отсутствие оценок. Кстати, считаю это категорически неправильным, потому как именно в 1 класс дети идут, чтобы их получать. Привычка у народа осталась. Провожая ребят из д/с воспитатели наставляют (да и родители): "Иди, учись хорошо, на одни пятерки!" Ребенок приходит в школу с соответствующим настроем, а пятерок нет!
    2. Отсутствие д/з (+ отсутствие дневников). Упускаем момент, когда у детей еще есть огромное желание их выполнять, а у родителей- контролировать этот процесс.
    3. Динамические паузы до конца учебного года. Получается ежедневно 5 уроков. А кому они нужны? Ребенок устает? Так пусть идет спокойно домой после 4 урока, а не изнывает в духоте (у нас весь сентябрь, апрель, май жара в кабинетах). Да и учителю что развлекать детей? По опыту знаю, что они совсем не устают. А динамическая пауза становится лишь дополнительной нагрузкой для учителя.
    Опять-таки, это мое личное мнение. Конечно, как служака закона, я обязана ему подчиниться. Только сердце и душа мои - против! И вообще я категорически против такого долгого "вынянчивания" детей. Идут в школу семилетние дети учиться по программе 1-4. И??? Цирк... В свое время застала еще программу 1-3. Не кохали, не нянчили, программа была не растянута. И толку было гораздо больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Поддерживаю Вас по всем пунктам. Мне тоже этого не хватает. А 5 уроков у нас не предел, ещё и внеурочка. Честно говоря, и пусть бросит в меня камень, кто несогласен, но я тоже с ностальгией вспоминаю прежние времена.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    Конечно, тема сложная: что должны, что не должны, что обязаны... Но вот то, что за всё в ответе - это всегда так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
      На эту тему могу только добавить анекдот:
      Пьяный мужик что-то ищет под фонарём. Тут к нему подходит милиционер и
      спрашивает:
      - Что вы тут делаете?
      Мужик отвечает:
      - Ключи от квартиры ищу.
      - А где потерял?
      - В парке.
      - А зачем здесь ищешь?
      - А здесь светлее.
      Вот поэтому за всё и всегда в ответе )))))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
    После того, как нам на "занятии" по ЕГЭ сказали, что мы не имеем право смотреть на детей, а то это может их травмировать, уже ничему не удивляюсь.
    Есть тупо убежденные родители, которых ничем не пробьешь. Это те, кто просто не хочет заниматься своим ребенком или подспудно испытывает к нему неприязнь, а то и реализует свои амбиции. Тут точно ничего и никогда не докажешь. Не сочтите за рекламу, но если у Вас будет желание, то можете прочитать мою статью о скрытой неприязни вот здесь
    А вообще я с Вами полностью солидарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      ЕГЭ - это отдельная песня ))) Запугали и детей, и учителей. А людей агрессивно настроенных бывает очень жаль, с одной стороны, а с другой очень обидно, что они видят в учителе врага, несмотря на всё хорошее, что он делает. Десять раз помог, один раз ошибся и все заслуги могут перечеркнуться. Бывает и так. Но, всё же, повторюсь, хороших больше, потому и работу свою продолжаем любить.
      Иду читать статью.

      Удалить
  6. Надежда Владимировна, здравствуйте!
    Прочитала Ваш пост и поняла: начинается...
    К сожалению, в последнее время мы наблюдаем настоящее противостояние родителей и школы. Я бы даже сказала - войну.
    Достаточно почитать социальные сети: как только пост касается школы, тут же сбегаются все и пишут-пишут-пишут...
    Наша задача - не обороняться, а объяснять. Трудно? Бесспорно. Но больше никак.
    А все эти ситуации типичные, к сожалению, сегодня.
    О домашнем задании моё мнение не изменилось. Скоро напишу пост тоже о роли домашнего задания.
    А вот то, что мы отвечаем за жизнь и здоровье детей, когда находятся они в школе, - бесспорная истина. Всё зависит от дальнейшего развития конфликта. К сожалению, мы всем должны. И иногда кажется, что некоторые родители только и ищут повод, чтобы "налететь" на учителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ольга Николаевна, начинается ))) Только впереди маячили дни отдыха и расслабленного времяпровождения, а у меня уже тикает обратный отсчёт :( мне на работу выходить 19 августа. Конечно, раскаты битв и баталий до меня долетают, но я молюсь, чтобы какая-нибудь шальная бомба не прилетела на мою территорию. Всячески стараюсь этого не допустить.
      По поводу домашнего задания у меня мнение другое )))) И раз уж закон позволяет его задавать со 2 класса, я всё же этим воспользуюсь, но постараюсь много не задавать, так что Вы уж не обижайтесь, Ольга Николаевна. Думаю, что для Лизы они не будут трудными, она девочка способная и сильная в учёбе. А задания я стараюсь задавать домой самые простые, чтобы ребёнок их мог выполнить без родителей.

      Удалить
    2. Обижаться? Да Вы что, Надежда Владимировна! Надо - значит надо! ))
      И я же не на 100 % против домашнего задания. В общем, пост будет обязательно. Хочу давно высказаться.

      Удалить
    3. Да я понимаю, Ольга Николаевна )) В любом случае, все вопросы решаемы, если двигаться навстречу друг другу. А Ваш пост прочитаю обязательно)))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Мы все правы - противостояние идет полным ходом. Иной раз диву даешься, откуда такая агрессия на учителя?! Причем чаще всего совсем молоденькие родители... Я каждый раз думаю, что у него, видимо, в школе когда-то не сложилось, вот он и отыгрывается... Всегда опасаюсь таких ситуаций, потому что знаю - виновата буду я. Облился краской - виноват учитель, столкнулись в коридоре - виноват учитель, не ладят дети между собой - опять же то же самое. Жаль, что идет такая война.
    Призвание призванием, но после таких боевых действий начинаешь понимать, что ничего нет дороже своей собственной семьи и своего собственного спокойствия. С наступающим выходом на работу Вас :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Затрудняюсь точно определить причину такого отношения у некоторых людей. Но, как Вы правильно сказали, всё чаще себе напоминаю, что надо помнить о себе и своих близких. Сколько замечательных педагогов знаю, которые ушли на пенсию. Нога за порог и всё, никто про них не помнит. Обидно. Через неделю пойду работать. Да и в отпуске не забываю о работе, но теперь уже в родной кабинет пойду )))))

      Удалить
  8. Надежда Владимировна! Я вижу, что вам понравились советы непальских мудрецов. Читайте также цитаты Елены Блаватской в моем блоге "Волшебный фонарик"!

    ОтветитьУдалить
  9. Никогда не видел противостояния учителя - родителей.
    Мы своего учителя уважаем! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Андрей Александрович, спасибо Вам большое, я Вам очень благодарна за внимание и уважение, я это чувствую и очень ценю. Но к сожалению, есть и другие факты, я это тоже вижу и знаю. Но повторяю, что мне с родителями везёт, даже если бывают шероховатости и непонимания в процессе общения, мы стараемся находить обоюдоудобное решение! Благодарю за это родителей всех моих бывших и настоящих учеников! Я человек открытый, незлобный :) Скромный)))))))))) Стараюсь с пониманием относиться ко всем, очень надеюсь, что у меня это получается.

      Удалить
  10. В таких ситуациях очень жалко педагогов, они как белые вороны, во всем виноваты(((( Такая же ситуация и у нас, воспитателей, каждый день вопросы родителей: "Почему носочки плохо одеты?", " Почему грязная рубашка?", "Почему пятна от борща, куда смотрели?" А не вариант спросить это со своего ребенка, почему не следит за собой, пора и воспитывать чад своих, а не спрашивать с воспитателей, обидно(((((( О деликатности я вообще е говорю, практически разговаривают чуть ли не ........, а ты стоишь и ничего сделать не можешь, во что превратили образование......

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна, вот поэтому давайте пожелаем позитива и оптимизма и педагогам, и родителям, и детям! Давайте все вместе смотреть на вещи немного проще. Все мы получаем опыт, а тем более дети. Без грязных носочков, шишек, крови из носа, слёз во время ссоры, двоек, потерянных вещей ещё никто не рос. Это жизнь! Мир не рухнет, а ребёнок получает опыт жизни, так было, есть и будет. И не надо им везде соломку стелить, пусть учатся жить среди людей, находить общий язык и решать свои пока ещё маленькие проблемы, чтобы потом и взрослые уметь решать не с помощью папы и мамы, а своими силами и правильно.

      Удалить

Буду признательна, если Вы поделитесь своими мыслями.
ПОДПИСЬ К КОММЕНТАРИЮ.
- В окошке комментария напишите то, что хотели.
- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария".
- Выберите Имя/URL
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить".
- Нажмите "Публикация".
ВСТАВИТЬ КАРТИНКУ В КОММЕНТАРИЙ:
[im#]ссылка на изображение[/im] - картинка по ширине комментария
[im]ссылка на изображение[/im]- картинка в исходном размере